МКУ «Управление образования Лесозаводского муниципального округа»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 13 Лесозаводского муниципального округа»
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий
МДОБУ ДС № 13 ЛГО
____________ Н.Г. Сулимова
«1» сентября 2025 г.
«МЫ РАСТИМ ПАТРИОТОВ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально-гуманитарной направленности
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации программы: 1 учебный год
Воспитатель
Майорова О.С.
Лесозаводск, 2025 г.
Раздел №1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1. 1. Пояснительная записка
Актуальность программы.
Проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из
актуальнейших и обретает новые характеристики, и соответственно новые подходы к её
решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного
самоопределения и становления личности.
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало,
прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила
красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы.
Дети очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на
все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это
время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для
систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит
формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов
социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем
мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для
эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки
и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень
важно в воспитании патриотизма.
Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в
детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по
своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение
неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край,
культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в
родную землю».
Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к близким людям
– к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и
ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед
собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие
впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие,
они играют огромную роль, в становлении личности патриота. Патриотическое
воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье,
детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей
нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но
и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной
земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и
общенародным праздникам.
Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно
сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов,
к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные
задачи, решение которых требует построения адекватной системы психологопедагогического сопровождения. Дошкольный возраст, по утверждению психологов –
лучший период формирования любви к малой родине.
Данная
рабочая
программа
дошкольного возраста и
становления
патриотического
воспитания
детей
старшего
разработана для решения задач: создание условий для
основ патриотического
сознания
детей,
возможности
позитивной
социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и
познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Направленность программы: социально-гуманитарная
Язык реализации программы: государственный язык РФ – русский.
Уровень освоения программы: ознакомительный
Адресат программы: воспитанники (мальчики и девочки) старшей группы 5-6 лет
МДОБУ ДС № 13 ЛМО.
Особенности организации образовательного процесса
Программа реализуется в совместной деятельности педагога с детьми, в ходе
режимных моментов, в самостоятельной детской деятельности, во взаимодействии с
семьями, что способствует не только патриотическому воспитанию детей, но и
формированию взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, всестороннему
развитию личности ребенка.
Набор и зачисление в группу осуществляется на основании личного заявления
обучающегося или родителя (законного представителя) ребенка.
Количество обучающихся в группе - от 5 до 27 человек.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общий объем–16 часов.
Занятия проходят 1 раз в неделю.
Форма обучения – очная.
1.2.Цель и задачи программы
Цель программы: воспитание гуманной, духовно – нравственной личности,
достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества путем изучения
истории родного края, города их героических страниц, популяризации подвигов героев.
Задачи
Воспитательные:
- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому,
земле, где он родился;
- воспитывать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.
- воспитывать у дошкольников чувства уважения к защитникам Отечества, к
труду взрослых.
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье,
детскому саду, городу).
Развивающие:
- сформировать познавательный интерес к миру и на основе сравнения, расширить
представления о своей Родине;
- приобрести культурологические знания, необходимые для разностороннего
развития детей;
- развить патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного
края, чувства гордости за свою малую Родину.
Обучающие:
- развивать патриотические чувства через изучение государственной символики
России;
- расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, известных
людях и их значимости для родного края.
1.3.Содержание программы
№
п/п
1.
Название раздела
Учебный план
Количество часов
Всего Теория Практика
Формы
аттестации/
контроля
Педагогическое
наблюдение
Вводное занятие.
Знакомство с
программой.
Я и моя семья
1
1
-
2
1
1
Беседа
3.
Детский сад. Детский
сад для ребенка
3
1
2
Беседа,
экскурсия
4.
Родная страна.
Моя малая родина.
4
2
2
Игра
Беседа
5.
Родная природа.
3
1
2
Экскурсия
6.
Родная культура.
3
1
2
Беседа
16
7
9
2.
Итого:
1.
Вводное занятие. Знакомство с программой.
Теория. Знакомятся с коллективом, с программой. Инструктаж.
2.
Я и моя семья.
Теория.
Дети
получают
знания
о
своем
ближайшем
окружении,
семье. Воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления
детей об именах близких людей, семейных историях, традициях.
Практика. Игровая программа «Моя семья».
3.
Детский сад. Детский сад для ребенка
Теория. Теоретическое занятие по темам «Я и мои друзья», «Дружат в нашей
группе девочки и мальчики». Воспитывается в детях умение по-настоящему дружить,
внимательно и с уважением относиться друг к другу, подводить к пониманию того, что
дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.
Практика. Прослушивание песни «Вместе весело шагать». Игровая программа.
Родная страна. Моя малая родина.
4.
Теория. На занятиях дети получают географические сведения о территории
России, знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн, а также
расширяют
представление
о
значении
государственных
символов
России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети
знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России,
знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия –
многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Формируются
основы патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре,
осознание личной причастности к жизни Родины.
Изучение
краеведческих сведений о родном крае, городе, об истории их
возникновения, достопримечательностях, учреждений, трудовой деятельности людей,
знаменитых земляках и т. д.
Практика. Герои моего города. Просмотр видеофильма про свой край и город.
Викторина «Знаешь ли ты свой край и город?»
5.
Родная природа.
Теория. На занятиях дети получают сведения о природе участка детского сада,
затем краеведческие сведения о природе, и общие географические сведения о России,
природе
родного
края,
реках,
растениях,
лекарственных
травах,
животном
мире. Воспитывается умение бережного отношения к окружающей природе, умение
эстетически воспринимать красоту окружающего мира, нравственные качества человека.
6.
Родная культура.
Теория. Что такое культурные ценности и традиции русского народа. На занятиях
дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, потешками, праздниками,
обрядами, народно – прикладным искусством.
Практика. Чтение педагогами произведений художественной литературы,
фольклора, а также прослушивание и изучение народных музыкальных произведений.
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- у детей будет развито чувство любви и привязанности к своей семье,
родному дому, земле, где он родился;
- будет развито чувство любви и уважения к своему народу, его обычаям,
традициям, а также чувство уважения к защитникам Отечества, к труду взрослых.
Метапредметные:
у детей будет сформирован познавательный интерес к миру и на основе сравнения,
расширить представления о своей Родине;
будут развиты патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему
родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
Предметные результаты:
Обучающийся будет знать:
историческое прошлое и настоящее своей страны и своего края;
достопримечательности своего края и города, уметь рассказать о них.
элементарные представления об охране природы.
будет развито представление детей об истории, культуре, профессиях, известных
людях и их значимости для родного края.
Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Для реализации Программы необходимо:
- Кабинет для проведения занятий.
- Уголки патриотического воспитания в группах;
- Наглядный и демонстрационный материал: презентации, иллюстрации,
фотографии, картины,
- Библиотечка книг с патриотическим содержанием;
Учебно-методическое обеспечение.
- теоретическая и методическая литература,
- периодическая печать,
Материалы для занятий по патриотическому воспитанию
1.
Методическая литература
2.
Наглядные и дидактические пособия
3.
Иллюстрации различных видов войск, портреты героев
4.
Электронные образовательные ресурсы: ноутбук проектор, презентации,
фильмы
5.
Аудиозаписи
6.
Карты, атлас, глобус
7.
Художественная литература
8.
Государственная символика
2.2.Оценочные материалы и формы аттестации
Мониторинг проводится в соответствии с Картами индивидуального развития
ребенка в начале каждого учебного года (октябрь) и в конце (май).
Форма фиксации результатов – Карта индивидуального развития ребенка.
Организуются консультации для родителей, открытые показы, выставки продуктов
проектной деятельности.
Ведется календарный План работы группы, в котором отражена работа по
патриотическому воспитанию.
- педагогическое наблюдение;
- тестирование;
- участие в выставках, конкурсах; смотрах;
- творческие проекты;
- игровые занятия.
2.3. Методические материалы
- методическая разработка викторины «Дни воинской славы»,
- сценарии патриотических мероприятий
Дидактический материал: инструкционные карты, памятки, задания.
Взаимодействие с родителями.
Необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс: консультации,
семинары-практикумы, информирование о задачах развития и достижениях ребенка,
участие в проектах.
Проектный метод, как форма организации образовательного пространства,
является для дошкольников инновационным. Он позволяет ребёнку выступать в роли
полноправного партнёра в педагогическом процессе, основанном на принципах
сотрудничества. Это метод педагогически организованного освоения ребёнком
окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической
деятельности по достижению намеченных целей.
- Прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в
краеведческий музей и т. д.
- Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и
родного города
- Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе,
как изменяется его облик благодаря этому труду
- Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского
леса или гимн Российской Федерации
- Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками,
песнями, играми
2.4.Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
1 год
Продолжительность учебного года,
33
неделя
Количество учебных дней
16
Продолжительность
1 полугодие
15.09.2025- 30.12.2025
учебных периодов
2 полугодие
12.01.2026- 29.05.2026
Возраст детей, лет
5-6 лет
Продолжительность занятия, час
25 мин
Режим занятия
1 раз/нед
Годовая учебная нагрузка, час
16
СПИСОК И С П О Л Ь З О В А Н Н О Й ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? - М, Сфера, 2004
2.
Маханева М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004
3.
Зеленая Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. М., «Скрипторий»,2008
4.
Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре. России. -М;
АРКТИ,2013
5.
Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое
пособие – М: 2015Н.
6.
Андреева Ф. К. Планирование работы по патриотическому воспитанию в
ДОУ Управление ДОУ, 2015.
7.
Дмитриенко З. С, Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста. Методическое пособие-СПб; «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО»
«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2019
8.
Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду-М,
Линка-Пресс,2013