Программа Мир головоломок

МКУ «Управление образования Лесозаводского муниципального округа»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 13 Лесозаводского муниципального округа»

«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующая
МДОБУ Д/С № 13 ЛГО
________Сулимова Н.А.
« 1 » сентября 2025 г.

«МИР ГОЛОВОЛОМОК»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально-гуманитарная направленности
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации программы: 1 учебный год

Воспитатель Минина А.Г.

Лесозаводск, 2025 г.

Раздел №1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1. 1. Пояснительная записка
Актуальность программы. Дошкольное образование постоянно находится в
состоянии поиска эффективных технологий и средств развития у детей
любознательности

и

познавательных

действий.

Создание

условий

для

интеллектуальных и творческих способностей детей становится приоритетной
задачей педагогов.
Программа дополнительного образования «Мир головоломок» (далее
Программа) популяризирует игры-головоломки с целью развития у детей
познавательного интереса, любознательности, творческой активности, желания
узнавать новое, неизвестное в окружающем мире; формирует положительную
самооценку, уверенность в себе, своих возможностях. Дети, занимающиеся
головоломками, полноценно проживают детство, реализуя себя.
Актуальность Программы состоит в том, что она направлена на развитие
умственных и творческих способностей детей с использованием технологии смарттренинга для дошкольников, которая была апробирована в инновационных детских
садах России, их опыт работы обобщён и приведён в соответствие с современными
знаниями в области педагогики и психологии.
Смарт-тренинг в дошкольной образовательной организации – метод
активного обучения детей, направленный на достижение поставленной цели,
развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости
В

данной

интегрируются

Программе

используются

сообразительность,

игры-головоломки,

логико-математическое

в

которых

мышление,

пространственное воображение, конструкторские способности, способности к
моделированию.
Таким образом программа дополнительного образования «Мир головоломок»
открывает ребенку занимательный мир головоломок, а педагогу дошкольного
образования помогут организовать и провести игровое занятие с использованием
современной технологии смарт-тренинг.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Язык реализации программы: государственный язык РФ – русский.
Уровень освоения программы: стартовый.

Адресат программы: воспитанники (мальчики и девочки) старшей группы 67 лет МДОБУ ДС № 13 ЛМО.
Особенности

организации

образовательного

процесса:

Варианты

программного планирования позволяют систематизировать игры-головоломки и тем
самым повысить у воспитанников мотивацию к продуктивной деятельности.
Набор и зачисление в группу осуществляется на основании личного заявления
обучающегося или родителя (законного представителя) ребенка.
Количество обучающихся в группе - от 10 до 27 человек.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общий объем–36 часов.
Занятия проходят 2 раз в неделю.
Виды занятий: групповые.
Форма обучения – очная.
1.2. Цель и задачи программы
Цель

программы:

Обучение,

всесторонне

развитие

и

воспитание

дошкольников с помощью технологии смарт-тренинга.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать интерес к процессу познания;
- воспитывать стремление к преодолению трудностей;
- воспитывать инициативность.
Развивающие:
- развивать умение планировать свои действия в соответствии с целью;
- развивать умение работать с карточкой-схемой;
- развивать пространственное восприятие.
Обучающие:
- учить устанавливать причинно-следственные связи;
- учить сравнивать более двух объектов и устанавливать сходства и различия.
- учить решать головоломки разными методами.
1.3.Содержание программы
Учебный план

№ п/п

Название раздела

Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего
Теория Практика

1.

Вводное занятие.
Знакомство с
головоломками.

1

1

-

2.

Будем знакомы –
«Складушки».

6

1

5

3.

Дружные пуговки.

10

1

9

Игровое
упражнение.

4.

Головоломка «Слагалица».

6

1

5

Игровое
упражнение.

5.

Головоломка «Репка».

6

1

5

6.

Головоломка «Осенний
кубик».
Квест-игра «Королевство
логических задач».

6

1

5

1

-

1

Игровое
упражнение.
Игровое
упражнение.
Итоговый
мониторинг.
Педагогическое
наблюдение.

36

6

30

7.

Итого:

1.

Первичный
мониторинг.
Педагогическое
наблюдение.
Игровое
упражнение.

Вводное занятие. Знакомство с головоломками.

Теория. Знакомятся с коллективом, с головоломками. Мониторинг.
2.

Сложи и расскажи – «Складушки».

Теория. Дети получают знания о головоломках. Рассматривают головоломки
из набора № 1. Знакомятся с понятиями «ряд», «горизонталь», «вертикаль».
Практика. Соединение фишек по цвету с опорой на схему «Узнай, расскажи,
сложи».
3.

Дружные пуговки.

Теория. Знакомство со свойствами пуговиц игрового набора: цвет,
количество дырочек, количество пуговиц каждого цвета; о карточках «шифр».
Правила нахождения закономерности: мест пуговиц в каждом ряду. Правила
перемещения пуговиц по заданному условию.
Практика. Игры-упражнения: «Вставь пропущенные пуговицы», «Узор из
пуговиц», «Перейди через мостик», «Выполни математическое действие».
4.

Головоломка «Слагалица».

Теория. На занятиях дети знакомятся с понятиями «схема», «сплошная
заливка»; ориентировка на плоскости: «наверху», «слева», «справа», «внизу».
Ознакомление с деталями головоломки и правил выкладывания (соединения)
деталей головоломки.
Практика. Соединение деталей по схеме со сплошной заливкой или с опорой
на схему (по образцу). Укладывание в рамку. Карточки: «Рубашка», «Сумка»,
«Краб», «Жаворонок», «Хоровод», «Воздушный змей».
5. Головоломка «Репка».
Теория. Дети знакомятся с расположением деталей головоломки на
плоскости. Изучают правила работы с карточками: с контурным делением, с
частичной заливкой; правила выкладывания образа методом наложения, с
опорой на схему (по образцу), по памяти.
Практика. Составление образа предмета из деталей головоломки
«Репка». Соединение деталей головоломки по схеме с контурным делением,
частичной заливкой, сплошной заливкой; методом наложения, с опорой на схему
(по образцу), по памяти.
6. Головоломка «Осенний кубик».
Теория. На занятиях дети знакомятся с понятиями «схема», «объёмная»,
«2D». Знакомятся с деталями данной головоломки.
Практика. Соединение деталей с опорой на схему и/или по памяти. Карточки
«Рыбы», «Собака», «Узнай, расскажи, построй», игра-упражнение «Проекция».
7.

Квест-игра

«Королевство

логических

задач».

Итоговый

мониторинг.
Теория. Ознакомление детей с правилами игры.
Практика. Используют задания предыдущих занятий на мыслительные
операции «анализ», «синтез», «сравнение», «обобщение».

1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:

- самостоятельно придумывать и создавать различные образы из деталей
головоломки, делать умозаключения при помощи суждений;
- устанавливать причинно-следственные связи;
-.в ситуациях общения и сотрудничества учитывать чужую точку зрения.
Метапредметные:
у детей будет:
- развито умение самостоятельно преодолевать затруднения при решении
логических игр-упражнений и головоломок;
- сформировано умение пользоваться карточками-схемами и собирать образ в
соответствии с предложенной схемой 3-го уровня сложности;
- сравнивать более трёх объектов и устанавливать сходства и различия.
Предметные результаты:
Обучающийся научатся:
- устанавливать причинно-следственные связи;
- сравнивать более двух объектов и устанавливать сходства и различия.
- решать головоломки разными методами.
Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Для реализации Программы необходимо:
- Кабинет для проведения занятий.
-

наборы

«Мир

головоломок.

Смарт-тренинг

для

дошкольников»,

«Пуговицы»;
Учебно-методическое обеспечение.
- теоретическая и методическая литература,
- периодическая печать.
2.2.Оценочные материалы и формы аттестации
Для оценки индивидуального развития детей используется «Педагогическая
диагностика для детей 4-7 лет в рамках технологии смарт-тренинг для

дошкольников с использованием игровых наборов «Мир головоломок»» авторов
И.И. Казунина, Н.В. Соловьёва, С.Н. Хомутова.
В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации
программы и оценить уровень развития детей,

используются: педагогическое

наблюдение, игровые упражнения.

2.3.
-

Методические материалы

методическая разработка набора № 1

«Мир головоломок. Смарт-

тренинг для дошкольников»;
-

методическая разработка набора № 2 «Пуговицы».

Дидактический материал: головоломки, схемы, пуговицы, карточки.
Взаимодействие с родителями.
Необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс: консультации,
семинары-практикумы, информирование о задачах развития и достижениях ребенка,
участие в проектах.
Проектный метод, как форма организации образовательного пространства,
является для дошкольников инновационным. Он позволяет ребёнку выступать в
роли полноправного партнёра в педагогическом процессе, основанном на принципах
сотрудничества. Это метод педагогически организованного освоения ребёнком
окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической
деятельности по достижению намеченных целей.
2.4.Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
Продолжительность

учебного

1 год
года,

36

неделя
Количество учебных дней

72

Продолжительность

1 полугодие

15.09.2025- 30.12.2025

учебных периодов

2 полугодие

12.01.2026- 29.05.2026

Возраст детей, лет

6-7 лет

Продолжительность занятия, час

30 мин

Режим занятия

2 раза/нед

Годовая учебная нагрузка, час

36 ч.

СПИСОК И С П О Л Ь З О В А Н Н О Й ЛИТЕРАТУРЫ
1.

И.И. Казунина, Н.В. Соловьёва, С.Н. Хомутова, М.В. Денисова «Мир

головоломок.

Смарт-тренинг

для

дошкольников»,

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа, Линка-Пресс, г. Москва, 2024._
224 с.
Интернет ресурсы
https://multiurok.ru/files/dopolnitelnaia-programma-po-inzhenerno-

2
tekhnichesk.html
3
https://детсад400.рф/files/mir_golovolomok_Kazunina_metodichMaterial.
pdf
4
https://rechecvetik-dou2.rchuv.ru/innovacionnaya-deyateljnostj/mirgolovolomok-smart-trening-dlya-doshkoljnikov
5
http://detsad400rf.1gb.ru/files/mir_golovolomok_Kazunina_interaktPosobiya.pdf


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.