Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
"Детский сад № 13 Лесозаводского муниципального округа"
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий МДОБУ
ДС № 13 ЛМО
Н.А. Сулимова
2 сентября 2025 г.
Программа психологического сопровождения
образовательного процесса
на 2024-2029 уч.г.
(срок реализации - 5 лет)
Составитель:
педагог-психолог Качалова О. А.
г. Лесозаводск,
2025 г.
1
Содержание
I
II
III
Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.1.1.Цель и задачи Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.2. Значимые для разработки Программы характеристики
1.3. Планируемые результаты Программы. Целевые ориентиры
Содержательный раздел
2.1 Направления деятельности педагога-психолога
2.1.1.Психологическая диагностика
2.1.2. Психологическая экспертиза комфортности и
безопасности образовательной среды
2.1.3. Психологическое консультирование
2.1.4. Коррекционно-развивающая работа
2.1.5. Психологическое просвещение
2.1.6. Психологическая профилактика
2.1.7.Организационно-методическая работа
2.2. Содержание деятельности в рамках ППк
Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение
3.2. Предметно-пространственная развивающая среда
3.3. Методическое оснащение программы по направлениям
работы педагога-психолога
стр.
3
3
4
5
6
11
22
22
22
29
29
30
34
34
35
36
37
37
39
40
2
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Психологическое сопровождение, согласно Федеральному государственному
образовательному стандарту дошкольного образования, является важнейшим условием
повышения качества образования в современном детском саду.
Нормативно-правовая база:
Конвенция о правах ребенка
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 29.12.2022 г.)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155
(редакция от 21.01.2019 г.)
Приказ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении порядка осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам — образовательным программам дошкольного образования»
(изменения от 01.12.2022 г.)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022
№ 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы
дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022
№ 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья" (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149)
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере
образования)
Приказ МО РФ от 22.10.1999 г. №636 «Об утверждении положения о службе
практической психологии в системе МО РФ»
Распоряжение МП РФ от 28.12.2020 N Р-193 «Об утверждении методических
рекомендаций по системе функционирования психологических служб в
общеобразовательных организациях»
Программа психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ
разработана на основании Основной образовательной программы ДОУ и
Адаптированной образовательной программы для детей ОВЗ, составленными в
соответствии с ФОП ДО и ФАОП ДО.
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в
МДОБУ предполагает:
- повышение
уровня
психологической
компетентности
всех
взрослых, взаимодействующих с ребенком, и включает в себя глубокие знания
возрастных
3
особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на
первичность развития базовых познавательных процессов;
- принятие условности возрастных норм, индивидуальности
и
уникальности каждого ребенка;
- умение распознавать «внешние сигналы» ребенка об утомлении, перевозбуждении,
потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать.
Программа определяет содержание и структуру деятельности педагогапсихолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция,
психологическое консультирование и поддержка МДОБУ в работе с детьми от 3 до 7
лет, родителями воспитанников и педагогами МДОБУ.
Содержание программы реализуется с учетом возрастных особенностей
дошкольников и спецификой МДОБУ.
1.1.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ повышение качества образования путем индивидуализации образовательной
деятельности педагога и родителя с ребенком дошкольного возраста; сохранение
психического здоровья и эмоционального благополучия всех участников
образовательного процесса.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Задачи программы:
Способствовать сохранению психического здоровья всех воспитанников, а
также их эмоциональному благополучию.
Способствовать созданию благоприятных условий развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого
ребенка;
Создавать условия для развития социальных и интеллектуальных качеств
личности
каждого
ребенка,
инициативности,
самостоятельности
и
ответственности детей, формирования у них предпосылок учебной деятельности.
Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семье и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в опросах развития и
образования, охраны и укрепление здоровья детей.
Способствовать эмоциональному благополучию родителей и педагогов в
процессе общения с ребенком.
Создавать условия для поддержки образовательных инициатив семьи, в том
числе путем включения родителей в непосредственную образовательную
деятельность с детьми и поддержку образовательных проектов по инициативе
семьи.
4
7) Обеспечить психолого-педагогическую поддержку педагогам и повышение их
компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей.
Психологическое сопровождение педагога-психолога в образовательном процессе
направлено на:
- психологическое просвещение и консультирование персонала и родителей
(законных представителей);
- содействие воспитательной работе педагогам;
- адаптацию ребенка к детскому саду;
- раннее выявление
возможных трудностей усвоения программного материала
ребенком при групповой форме работы;
- организацию коррекционно-развивающего взаимодействия с воспитанниками и их
родителями (законными представителями).
1.1.2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования
личности ребенка:
- Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)
- Деятельностный
подход
(Л.А.
Венгер,
В.В.Давыдов,
А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.)
- Личностный
подход
(Л.И.
Божович,
Л.С.
Выготский,
А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б. Эльконин и др.)
В соответствии с Федеральными государственными требованиями Программа
опирается на основные принципы еѐ построения:
1)
Принцип развивающего обучения, реализуется через деятельность каждого
ребенка в зоне его ближайшего развития;
2)
Принцип научной обоснованности и практической применимости, т.е.
соответствие основных положений возрастной психологии и дошкольной педагогики;
3)
Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в
процессе реализации.
4)
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей;
5)
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
6)
Принцип гуманистический, предполагает отбор и использование гуманных,
личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов
психологического взаимодействия;
5
1.2.
ЗНАЧИМЫЕ
ДЛЯ
РАЗРАБОТКИ
ПРОГРАММЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ
В МДОБУ реализуется сопровождение 11 групп детей.
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он
заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными
изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии
как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве
случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста
необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях
семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).
Психологические особенности детей 2-3 лет
Показатели
Ведущая
потребность
Ведущая функция
Игровая
деятельность
Отношения со
взрослыми
Отношения со
сверстниками
Эмоции
Способ познания
Объект познания
Восприятие
Внимание
Память
Мышление
Воображение
Условия
успешности
Новообразования
возраста
Характеристика
Удовлетворение
своих
потребностей,
потребность
в
заботе
Восприятие
Специфические
действия
с игрушками,
элементы
сюжетно-отобразительных действий
Ситуативное:
взрослый
– источник
удовлетворения
потребностей
Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен
Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит
от физического комфорта
Целевые пробы
Непосредственно окружающие предметы, их свойства и
назначения
Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)
Непроизвольное,
быстро
переключается
с
одной
деятельности
на
другую.
Удерживает
внимание
кратковременно (зависит от заинтересованности)
Непроизвольная
(эмоционально
окрашенная
информация), преобладает узнавание, а не запоминание,
кратковременная
Наглядно-действенное
Репродуктивное
(воссоздание
репродукции
знакомого
образа)
Разнообразие окружающей среды
Самопознание, усвоение элементарных норм опрятности и
поведения в коллективе
6
Психологические особенности детей 3-4 лет
Характеристика
Показатели
Ведущая
потребность
Ведущая функция
Игровая
деятельность
Отношение
со
взрослыми
Отношения
со
сверстниками
Эмоции
Способ познания
Объект познания
Восприятие
Потребность в общении, уважении, признании
самостоятельности ребенка.
Восприятие
Партнерская со взрослыми; индивидуальная с
игрушками, игровое действие.
Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов
деятельности, партнер по игре и творчеству.
Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.
Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит
от физического комфорта.
Экспериментирование. Конструирование.
Непосредственно окружающие предметы, их свойства и
назначения.
Восприятие сенсорных эталонов (цвет.Форма, размер)
Внимание
Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на
другую. Удерживает внимание 5-10 мин.
Объем внимания 3-4 предмета.
Память
Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация),
преобладает узнавание, а не запоминание;
кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.
Мышление
Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному
мышлению(переход от действий с предметами к
действию с образами: предметы – заместители, картинки)
Воображение
Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого
образа)
Разнообразие окружающей среды; партнерские
отношения со взрослыми.
Самопознание, усвоение первичных нравственных норм.
Условия
успешности
Новообразования
возраста
Психологические особенности детей 4-5 лет
Показатели
Ведущая
потребность
Ведущая функция
Игровая
деятельность
Нормативы
Потребность в общении, познавательная активность
Наглядно-образное мышление
Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая
ситуация
7
Отношения со
взрослыми
Отношения со
сверстниками
Эмоции
Способ познания
Объект познания
Восприятие
Внимание
Внеситуативно-деловое: взрослый – источник
информации
Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер
по сюжетной игре
Более ровные старается контролировать, проявляются
элементы эмоциональной отзывчивости.
Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование.
Предметы и явления непосредственно не
воспринимаемые
Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов.
Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость
и возможность произвольного переключения. Удерживает
внимание 10-15 мин
Объем внимания 4-5 предметов
Память
Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида
деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5,
2-3 действия.
Мышление
Воображение
Условия
успешности
Новообразование
возраста
Наглядно-образное
Репродуктивное, появление творческого воображения
Кругозор взрослого и хорошо развитая речь
Показатели
Ведущая
потребность
Ведущая функция
Игровая
деятельность
Отношения со
взрослыми
Отношения со
сверстниками
Эмоции
Способ познания
Объект познания
Контролирующая функция речи: речь способствует
организации собственной деятельности.
2.
развитие способности выстраивать элементарные
умозаключения.
1.
Возрастные особенности детей 5 -6 лет
Нормативы
Потребность в общении
Воображение
Усложнение игровых замыслов, длительные игровые
объединения.
Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное:
взрослый – источник информации, собеседник.
Ситуативно-деловое: углубление интереса как к
партнеру по играм, предпочтении в общении.
Преобладание ровного оптимистичного настроения.
Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная
деятельность, экспериментирование
Предметы и явления непосредственно не
воспринимаемые, нравственные нормы.
8
Восприятие
Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие
времени, пространства), организуются в систему и используются в
различных видах
деятельности.
Внимание
Начало формирования произвольного внимания.
Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10 предметов.
Память
Развитие целенаправленного запоминания. Объем
памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия.
Наглядно-образное, начало формирования логического
мышления.
Развитие творческого воображения.
Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь
Мышление
Воображение
Условия
успешности
Новообразования
возраста
1. Планирующая функция речи.
2. Предвосхищение результата деятельности.
3. Начало формирования высших чувств
(интеллектуальные, моральные, эстетические).
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Показатели
Ведущая
потребность
Ведущая функция
Игровая деятельность
Нормативы
Потребность в общении в и самоутверждение
Отношения со
взрослыми
Отношения со
сверстниками
Эмоции
Ситуативно - деловое + ситуативно-личностное:
взрослый – источник информации, собеседник.
Ситуативно-деловое: углубление интереса как к
партнеру по играм, предпочтении в общении.
Преобладание ровного оптимистичного настроения.
Способ познания
Объект познания
Восприятие
Общение со сверстниками, осознания своего «Я»
Усложнение игровых замыслов, длительные игровые
объединения, групповые игры
Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная
деятельность, экспериментирование
Предметы и явления непосредственно не
воспринимаемые, нравственные нормы.
Знания о предметах и их свойствах расширяются
(восприятие времени, пространства), организуются в
9
Внимание
Память
Мышление
Воображение
Условия
успешности
Новообразования
возраста
систему и используются в различных видах
деятельности.
Умение направлять и удерживать внимание на
предметах и объектах. Удерживает внимание до 30 мин. Объем
внимание 10 предметов.
Сформированность произвольной зрительной и
слуховой памяти. Объем памяти 8-10 предметов из 10, 4-5
действия.
Наглядно-образное, формируется логическое
мышление, умение сравнивать, устанавливать
причинно-следственные связи.
Развитие творческого воображения стереотипности
образов.
Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь, развитие
самосознания
1. Планирующая функция речи.
2. предвосхищение результата деятельности.
3. формирования высших чувств (интеллектуальные,
моральные, эстетические).
4. Осознания своего «Я»
Различные целевые группы для оказания адресной психологической помощи:
1.
Нормотипичные дети с нормативным кризисом развития.
2.
Обучающиеся с особыми образовательными потребностями:
с ОВЗ и/или инвалидностью, получившие статус в установленном порядке;
обучающиеся по индивидуальному учебному плану / учебному расписанию
на основании медицинского заключения (часто болеющие дети (ЧБД))
обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных
программ, развитии, социальной адаптации;
3.
одарѐнные обучающиеся.
Дети и/или семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные
таковыми в нормативно установленном порядке.
4.
Дети и/или семьи, находящиеся в социально опасном положении
(безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству), признанные таковыми в
нормативно установленном порядке.
5.
Обучающиеся «группы риска»: проявляющие комплекс выраженных факторов
риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне
низкая/завышенная самооценка, завышенный уровень притязаний).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ. КРИТЕРИИ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Планируемые
результаты
программы
психологического
сопровождения
образовательного процесса в ДОУ согласуются с представленными во ФГОС ДО и ФОП ДО
целевыми ориентирами.
10
1.3.
Критерии результативности деятельности педагога – психолога:
1)
обеспечение учета специфики возрастного психофизического
развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;
2)
достижение
необходимого
уровня
психолого-педагогической
компетентности педагогов и родителей,
3)
сформированность у воспитанников ценностных установок на
здоровый и безопасный образ жизни;
4)
обеспечение дифференцированного и индивидуализированного
обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и
психологического сопровождения образовательного процесса;
5)
функционирование системы мониторингов возможностей и
способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми
образовательными потребностями;
6)
сформированность коммуникативных навыков у воспитанников;
7)
реализация всех форм психолого-педагогического сопровождения
участников образовательного процесса (диагностика, консультирование, коррекционно развивающая работа, профилактика, просвещение).
Планируемые результаты в раннем возрасте (к трем годам):
уребѐнка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее
движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные
упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и
звуковому ориентирам; с желанием играет в подвижные игры;
ребѐнок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки,
владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно
ест и тому подобное);
-ребѐнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;
-ребѐнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает
им; играет рядом;
-ребѐнок понимает и выполняет простые поручения взрослого;
- ребѐнок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
ребѐнок способен направлять свои действия на достижение простой,
самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой
последовательности продвигаться к цели;
ребѐнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи,
простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение; может обращаться с
вопросами и просьбами;
ребѐнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и
фразы за взрослым;
- ребѐнок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на
них;
ребѐнок различает и называет основные цвета, формы предметов,
ориентируется в основных пространственных и временных отношениях;
- ребѐнок осуществляет поисковые и обследовательские действия;
- ребѐнок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности;
свое имя, имена близких; демонстрирует первоначальные представления о
11
населенном пункте, в котором живет (город, село и так далее);
ребѐнок имеет представления об объектах живой и неживой природы
ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к
взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред
живым объектам;
ребѐнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые
танцевальные движения;
ребѐнок эмоционально откликается на красоту природы и произведения
искусства;
ребѐнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и
конструирования: может выполнять уже довольно сложные постройки (гараж, дорогу к нему,
забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки;
ребѐнок активно действует с окружающими его предметами, знает названия,
свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе;
ребѐнок в играх отображает действия окружающих ("готовит обед", "ухаживает
за больным" и другое), воспроизводит не только их последовательность и взаимосвязь, но и
социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания), заранее
определяет цель ("Я буду лечить куклу").
Планируемые результаты в дошкольном возрасте (к 4 годам):
ребѐнок демонстрирует положительное отношение к разнообразным
физическим упражнениям, проявляет избирательный интерес к отдельным двигательным
действиям (бросание и ловля мяча, ходьба, бег, прыжки) и подвижным играм;
ребѐнок проявляет элементы самостоятельности в двигательной деятельности,
с интересом включается в подвижные игры, стремится к выполнению правил и основных
ролей в игре, выполняет простейшие правила построения и перестроения, выполняет
ритмические упражнения под музыку;
ребѐнок демонстрирует координацию движений при выполнении упражнений,
сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен реагировать на сигналы,
переключаться с одного движения на другое, выполнять движения в общем для всех темпе;
ребѐнок владеет культурно-гигиеническими навыками: умывание, одевание и
тому подобное, соблюдает требования гигиены, имеет первичные представления о факторах,
положительно влияющих на здоровье;
ребѐнок проявляет доверие к миру, положительно оценивает себя, говорит о
себе в первом лице;
ребѐнок откликается эмоционально на ярко выраженное состояние близких и
сверстников по показу и побуждению взрослых; дружелюбно настроен в отношении других
детей;
ребѐнок владеет элементарными нормами и правилами поведения, связанными
с определенными разрешениями и запретами ("можно", "нельзя"), демонстрирует стремление
к положительным поступкам;
ребѐнок демонстрирует интерес к сверстникам в повседневном общении и
бытовой деятельности, владеет элементарными средствами общения в процессе
взаимодействия со сверстниками;
ребѐнок проявляет интерес к правилам безопасного поведения; осваивает
безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения;
ребѐнок охотно включается в совместную деятельность со взрослым,
-
12
подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в
процессе совместной деятельности;
ребѐнок произносит правильно в словах все гласные и согласные звуки, кроме
шипящих и сонорных, согласовывает слова в предложении в роде, числе и падеже, повторяет
за педагогическим работником (далее - педагог) рассказы из 3-4 предложений, пересказывает
знакомые литературные произведения, использует речевые формы вежливого общения;
ребѐнок понимает содержание литературных произведений и участвует в их
драматизации, рассматривает иллюстрации в книгах, запоминает небольшие потешки,
стихотворения, эмоционально откликается на них;
ребѐнок демонстрирует умения вступать в речевое общение со знакомыми
взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые
распространенные предложения; проявляет речевую активность в общении со сверстником;
ребѐнок совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, короткие
стихи;
ребѐнок демонстрирует познавательную активность в деятельности, проявляет
эмоции удивления в процессе познания, отражает в общении и совместной деятельности со
взрослыми и сверстниками полученные представления о предметах и объектах ближайшего
окружения, задает вопросы констатирующего и проблемного характера;
ребѐнок проявляет потребность в познавательном общении со взрослыми;
демонстрирует стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств
предметов, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами: проявляет
элементарные представления о величине, форме и количестве предметов и умения
сравнивать предметы по этим характеристикам;
ребѐнок проявляет интерес к миру, к себе и окружающим людям;
ребѐнок знает об объектах ближайшего окружения: о родном населенном пункте, его
названии, достопримечательностях и традициях;
ребѐнок имеет представление о разнообразных объектах живой и неживой
природы ближайшего окружения, выделяет их отличительные особенности и свойства,
различает времена года и характерные для них явления природы, имеет представление о
сезонных изменениях в жизни животных, растений и человека, интересуется природой,
положительно относится ко всем живым существам, знает о правилах поведения в природе,
заботится о животных и растениях, не причиняет им вред;
ребѐнок способен создавать простые образы в рисовании и аппликации,
строить простую композицию с использованием нескольких цветов, создавать несложные
формы из глины и теста, видоизменять их и украшать; использовать простые строительные
детали для создания постройки с последующим еѐ анализом;
ребѐнок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые
произведения, проявляет эмоциональную отзывчивость, различает музыкальные ритмы,
передает их в движении;
ребѐнок активно взаимодействует со сверстниками в игре, принимает на себя
роль и действует от имени героя, строит ролевые высказывания, использует предметызаместители, разворачивает несложный игровой сюжет из нескольких эпизодов;
ребѐнок в дидактических играх действует в рамках правил, в театрализованных
играх разыгрывает отрывки из знакомых сказок, рассказов, передает интонацию и
мимические движения.
Планируемые результаты в дошкольном возрасте (к 5 годам):
ребѐнок проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям,
действиям с физкультурными пособиями, настойчивость для достижения результата,
испытывает потребность в двигательной активности;
13
ребѐнок демонстрирует координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость,
ловкость, развитие крупной и мелкой моторики, активно и с интересом выполняет основные
движения, общеразвивающие упражнения и элементы спортивных упражнений, с желанием
играет в подвижные игры, - ориентируется в пространстве, переносит освоенные движения в
самостоятельную деятельность;
ребѐнок стремится узнать о правилах здорового образа жизни, готов
элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае
недомогания;
ребѐнок стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной
гигиены, их правильной организации;
ребѐнок выполняет самостоятельно правила общения со взрослым, внимателен
к его словам и мнению, стремится к познавательному, интеллектуальному общению со
взрослыми: задает много вопросов поискового характера, стремится к одобряемым формам
поведения, замечает ярко выраженное эмоциональное состояние окружающих людей, по
примеру педагога проявляет сочувствие;
ребѐнок без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит
"спасибо" и "пожалуйста";
ребѐнок демонстрирует стремление к общению со сверстниками, по
предложению педагога может договориться с детьми, стремится к самовыражению в
деятельности, к признанию и уважению сверстников;
ребѐнок познает правила безопасного поведения и стремится их выполнять в
повседневной жизни;
ребѐнок самостоятелен в самообслуживании;
ребѐнок проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям,
технике; отражает эти представления в играх;
ребѐнок стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в
совместный труд со взрослыми или сверстниками;
ребѐнок инициативен в разговоре, использует разные типы реплик и простые формы
объяснительной речи, речевые контакты становятся более длительными и активными;
ребѐнок большинство звуков произносит правильно, пользуется средствами
эмоциональной и речевой выразительности;
ребѐнок самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой
помощью взрослого составляет описательные рассказы и загадки;
ребѐнок проявляет словотворчество, интерес к языку, с интересом слушает
литературные тексты, воспроизводит текст;
ребѐнок способен рассказать о предмете, его назначении и особенностях, о том,
как он был создан;
ребѐнок проявляет стремление к общению со сверстниками в процессе
познавательной
деятельности,
осуществляет
обмен
информацией;
охотно
сотрудничает со взрослыми не только в совместной деятельности, но и в свободной
самостоятельной; отличается высокой активностью и любознательностью;
ребѐнок активно познает и называет свойства и качества предметов,
особенности объектов природы, обследовательские действия; объединяет предметы и
объекты в видовые категории с указанием характерных признаков;
ребѐнок задает много вопросов поискового характера, включается в
деятельность экспериментирования, использует исследовательские действия, предпринимает
попытки сделать логические выводы;
ребѐнок с удовольствием рассказывает о себе, своих желаниях, достижениях,
семье, семейном быте, традициях; активно участвует в мероприятиях и праздниках,
готовящихся в группе, в ДОО, имеет представления о малой родине, названии населенного
14
пункта, улицы, некоторых памятных местах;
ребѐнок имеет представление о разнообразных представителях живой природы
родного края, их особенностях, свойствах объектов неживой природы, сезонных изменениях
в жизни природы, явлениях природы, интересуется природой, экспериментирует,
положительно относится ко всем живым существам, знает правила поведения в природе,
стремится самостоятельно ухаживать за растениями и животными, беречь их;
ребѐнок владеет количественным и порядковым счетом в пределах пяти,
умением непосредственно сравнивать предметы по форме и величине, различает части суток,
знает их последовательность, понимает временную последовательность "вчера, сегодня,
завтра", ориентируется от себя в движении; использует математические представления для
познания окружающей действительности;
ребѐнок проявляет интерес к различным видам искусства, эмоционально
откликается на отраженные в произведениях искусства действия, поступки, события;
ребѐнок проявляет себя в разных видах музыкальной, изобразительной,
театрализованной деятельности, используя выразительные и изобразительные средства;
ребѐнок использует накопленный художественно-творческой опыт в
самостоятельной деятельности, с желанием участвует в культурно-досуговой деятельности
(праздниках, развлечениях и других видах культурно-досуговой деятельности);
ребѐнок создает изображения и постройки в соответствии с темой, используя
разнообразные материалы, владеет техническими и изобразительными умениями;
ребѐнок называет роль до начала игры, обозначает новую роль по ходу игры,
активно использует предметы-заместители, предлагает игровой замысел и проявляет
инициативу в развитии сюжета, активно включается в ролевой диалог, проявляет творчество
в создании игровой обстановки;
ребѐнок принимает игровую задачу в играх с правилами, проявляет интерес к
результату, выигрышу; ведет негромкий диалог с игрушками, комментирует их "действия" в
режиссерских играх.
Планируемые результаты в дошкольном возрасте (к 6 годам):
ребѐнок демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной
активности, проявляет интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, пешим
прогулкам, показывает избирательность и инициативу при выполнении упражнений, имеет
представления о некоторых видах спорта, туризме, как форме активного отдыха;
ребѐнок проявляет осознанность во время занятий физической культурой,
демонстрирует выносливость, быстроту, силу, гибкость, ловкость, координацию, выполняет
упражнения в заданном ритме и темпе, способен проявить творчество при составлении
несложных комбинаций из знакомых упражнений;
ребѐнок проявляет доступный возрасту самоконтроль, способен привлечь
внимание других детей и организовать знакомую подвижную игру;
ребѐнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в
процессе ознакомления с видами спорта и достижениями российских спортсменов;
ребѐнок владеет основными способами укрепления здоровья (закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены, безопасное поведение и другие);
мотивирован на сбережение и укрепление собственного здоровья и здоровья окружающих;
ребѐнок настроен положительно по отношению к окружающим, охотно
вступает в общение со взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к
незнакомым людям, при общении со взрослыми и сверстниками ориентируется на
общепринятые нормы и правила культуры поведения, проявляет в поведении уважение и
привязанность к родителям (законным представителям), демонстрирует уважение к
педагогам, интересуется жизнью семьи и ДОО;
15
ребѐнок способен различать разные эмоциональные состояния взрослых и
сверстников, учитывает их в своем поведении, откликается на просьбу помочь, в оценке
поступков опирается на нравственные представления;
ребѐнок проявляет активность в стремлении к познанию разных видов труда и
профессий, бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых,
стремится участвовать в труде взрослых, самостоятелен, инициативен в самообслуживании,
участвует со сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда;
ребѐнок владеет представлениями о безопасном поведении, соблюдает правила
безопасного поведения в разных видах деятельности, демонстрирует умения правильно и
безопасно пользоваться под присмотром взрослого бытовыми предметами и приборами,
безопасного общения с незнакомыми животными, владеет основными правилами безопасного
поведения на улице;
ребѐнок регулирует свою активность в деятельности, умеет соблюдать
очередность и учитывать права других людей, проявляет инициативу в общении и
деятельности, задает вопросы различной направленности, слушает и понимает взрослого,
действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным
действиям;
ребѐнок проявляет инициативу и самостоятельность в процессе придумывания
загадок, сказок, рассказов, владеет первичными приемами аргументации и доказательства,
демонстрирует богатый словарный запас, безошибочно пользуется обобщающими словами и
понятиями, самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, проявляет избирательное
отношение к произведениям определенной тематики и жанра;
ребѐнок испытывает познавательный интерес к событиям, находящимся за
рамками личного опыта, фантазирует, предлагает пути решения проблем, имеет
представления о социальном, предметном и природном мире;
ребѐнок устанавливает закономерности причинно-следственного характера,
приводит логические высказывания; проявляет любознательность;
ребѐнок использует математические знания, способы и средства для познания
окружающего мира; способен к произвольным умственным действиям; логическим
операциям анализа, сравнения, обобщения, систематизации, классификации и другим,
оперируя предметами разными по величине, форме, количеству; владеет счетом,
ориентировкой в пространстве и времени;
ребѐнок знает о цифровых средствах познания окружающей действительности,
использует некоторые из них, придерживаясь правил безопасного обращения с ними;
ребѐнок проявляет познавательный интерес к населенному пункту, в котором
живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской и
сельской жизни; знает название своей страны, еѐ государственные символы;
ребѐнок имеет представление о живой природе разных регионов России, может
классифицировать объекты по разным признакам; имеет представление об особенностях и
потребностях живого организма, изменениях в жизни природы в разные сезоны года,
соблюдает правила поведения в природе, ухаживает за растениями и животными, бережно
относится к ним;
ребѐнок проявляет интерес и (или) с желанием занимается музыкальной,
изобразительной, театрализованной деятельностью; различает виды, жанры, формы в музыке,
изобразительном и театральном искусстве; проявляет музыкальные и художественнотворческие способности;
ребѐнок принимает активное участие в праздничных программах и их
подготовке; взаимодействует со всеми участниками культурно-досуговых мероприятий;
ребѐнок самостоятельно определяет замысел рисунка, аппликации, лепки,
постройки, создает образы и композиционные изображения, интегрируя освоенные техники
16
и средства выразительности, использует разнообразные материалы;
ребѐнок согласовывает свои интересы с интересами партнеров в игровой
деятельности, умеет предложить и объяснить замысел игры, комбинировать сюжеты на основе
разных событий, создавать игровые образы, управлять персонажами в режиссерской игре;
ребѐнок проявляет интерес к игровому экспериментированию, развивающим и
познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами действует в точном
соответствии с игровой задачей и правилами.
Планируемые результаты на этапе завершения освоения образовательной
программы (к концу дошкольного возраста):
у ребѐнка сформированы основные психофизические и нравственно-волевые
качества;
ребѐнок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может
контролировать свои движения и управлять ими;
ребѐнок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены;
ребѐнок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие,
основные движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает
простейшие туристские навыки, ориентируется на местности;
ребѐнок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности;
ребѐнок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может
осуществлять анализ своей двигательной деятельности;
ребѐнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в
ходе занятий физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта;
ребѐнок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в
двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и
сохранить его;
ребѐнок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к
своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим
людям;
ребѐнок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в
различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
ребѐнок владеет средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других;
договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты
конструктивными способами;
ребѐнок способен понимать свои переживания и причины их возникновения,
регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в
конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации;
ребѐнок стремится сохранять позитивную самооценку;
ребѐнок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда,
другим людям и самому себе;
у ребѐнка выражено стремление заниматься социально значимой
деятельностью;
ребѐнок способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять
эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие);
ребѐнок способен к осуществлению социальной навигации как ориентации в
социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии;
ребѐнок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и
личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов
17
детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу;
ребѐнок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со
взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с
ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями;
ребѐнок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения
различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам
познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения,
оценивает поступки литературных героев;
ребѐнок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в
котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики,
истории, искусства и спорта, информатики и инженерии и тому подобное; о себе,
собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе,
его национально-культурных ценностях;государстве и принадлежности к нему;
ребѐнок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и
сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен
наблюдать, экспериментировать; строить смысловую картину окружающей реальности,
использует основные культурные способы деятельности;
ребѐнок имеет представление о жизни людей в России, имеет некоторые
представления о важных исторических событиях Отечества; имеет представление о
многообразии стран и народов мира;
ребѐнок способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о количестве,
форме, величине предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять, сравнивать,
вычислять и тому подобное;
ребѐнок имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия,
формулирует задачу исследования, использует разные способы и средства проверки
предположений: сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию, некоторые
цифровые средства и другое;
ребѐнок имеет представление о некоторых наиболее ярких представителях
живой природы России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания,
потребностях живой природы, росте и развитии живых существ; свойствах неживой природы,
сезонных изменениях в природе, наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет
сформированный познавательный интерес к природе, осознанно соблюдает правила
поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение
к ней;
ребѐнок способен воспринимать и понимать произведения различных видов
искусства, имеет предпочтения в области музыкальной, изобразительной, театрализованной
деятельности;
ребѐнок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе
знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об
искусстве;
ребѐнок владеет умениями, навыками и средствами художественной
выразительности в различных видах деятельности и искусства; использует различные
технические приемы в свободной художественной деятельности;
ребѐнок участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих
работ, тематических композиций к праздничным утренникам и развлечениям,
художественных проектах;
ребѐнок самостоятельно выбирает технику и выразительные средства для
наиболее точной передачи образа и своего замысла, способен создавать сложные объекты и
композиции, преобразовывать и использовать с учѐтом игровой ситуации;
18
ребѐнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и
реальную ситуации, предлагает и объясняет замысел игры, комбинирует сюжеты на основе
реальных, вымышленных событий, выполняет несколько ролей в одной игре, подбирает
разные средства для создания игровых образов, согласовывает свои интересы с интересами
партнеров по игре, управляет персонажами в режиссерской игре;
ребѐнок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами, к
развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами может
объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным
выполнением правил всеми участниками;
ребѐнок способен планировать свои действия, направленные на достижение
конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и
элементы готовности к школьному обучению.
19
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА
Содержание работы педагога-психолога ДОУ со всеми участниками образовательного
процесса строится по основным направлениям деятельности: психологическая диагностика,
психологическая коррекция и развитие, психологическое просвещение, психологическая
профилактика,
психологическое
консультирование,
организационно-методическая
деятельность, экспертная деятельность.
Педагог-психолог осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной
компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.
Деятельность педагога-психолога ДОУ регламентирована профессиональным
стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утверждѐнным приказом
Минтруда России от 24.07.2015 г. № 514 н. Данный приказ определяет основные
направления работы (трудовые функции) педагога-психолога и их содержание.
2.1.1. Психологическая диагностика
Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных
особенностей личности с целью выявления особенностей психического развития ребенка,
сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня
развития познавательных процессов, личностных и межличностных образований возрастным
ориентирами требованиям общества.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики используются для решения задач
психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития
детей. Основные методы психодиагностики – тестирование, наблюдение, беседа с
применением проективных техник, приемов арт-терапии.
Диагностическая работа включает:
своевременное выявление детей, нуждающихся в психолого-педагогическом
сопровождении;
раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в ДОУ) диагностику
отклонений в развитии и анализ причин трудностей социальной адаптации;
комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической
информации от специалистов разного профиля;
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с
ОВЗ, с трудностями в обучении и социализации, выявление его резервных возможностей;
изучение уровня общего развития обучающегося (с учѐтом особенностей
нозологической группы) возможностей вербальной и невербальной коммуникации со
сверстниками и взрослыми;
20
изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей
обучающихся;
изучение индивидуальных образовательных и социально-коммуникативных
потребностей обучающихся;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
ребѐнка;
изучение уровня адаптации и адаптивных возможностей обучающихся;
изучение направленности детской одарѐнности;
изучение, констатацию в развитии ребѐнка его интересов и склонностей,
одарѐнности;
мониторинг развития детей и предупреждение возникновения психологопедагогических проблем в их развитии;
выявление детей – мигрантов, имеющих трудности в обучении и социальнопсихологической адаптации, дифференциальная диагностика и оценка этнокультурной
природы имеющихся трудностей;
всестороннее психолого-пелагическое изучение личности ребѐнка;
выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды и рисков
образовательной среды;
системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой
развития обучающегося, а также за созданием необходимых условий, соответствующих
особым (индивидуальным) образовательным потребностям обучающегося.
Психодиагности
ческий
инструментари
й
Направление/ цель
психодиагностического
обследования
Возраст
Форма
проведения
ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ
Определение уровня
Индивидуальна я /
А.С. Роньжина
От 2 до 4 лет
адаптированности
групповая.
Диагностика
ребенка к дошкольному
Заполнение Листов
уровня
учреждению.
адаптации
адаптированност и
ребенка к
дошкольному
учреждению.
ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Исследования внимания,
Модификация
Метод
Индивидуальная
для
детей
утомляемости, темпа
«корректурных
/ групповая
проб»
дошкольного
деятельности,
возраста
работоспособности,
умственной
продуктивности,
произвольности
21
Доска Сегена
Методика направлена на
исследование
доступности простых
целенаправленных
действий, зрительномоторной
координации,
пространственной
ориентации, зрительногопространственногогноз
иса, действия «на глаз»,
пространственного
мышления,
исследование
обучаемости.
Модификация
для детей
дошкольного
возраста от 23 лет
Индивидуальная
Альбом
«Нейропсихолог
ическая диагностика
в детском возрасте»
Ж.М.Глозман,
А.Ю.Потанина,
А.Е.Соболева
Комплексная оценка
произвольности,
регуляции и
характеристик высших
психических функций и
аффективного состояния.
Модификация
для детей
дошкольного
возраста
Индивидуальная
Методика
запоминания 10
слов А.Р. Лурия
Исследование
характеристик
вербальной памяти,
утомляемости,
внимания.
Модификация
для детей
дошкольного
возраста
Индивидуальная
Тест Торренса
«Завершение
картинок»
(адаптация А.Н.
Воронина)
Диагностика
творческого
мышления.
Модификация
для детей
дошкольного
возраста
Индивидуальная
Экспрессдиагностика в
детском саду:
Комплексное
обследование
для детей
дошкольного
возраста 2-7
Индивидуальная
Комплект
материалов для
педагоговпсихологов
детских
дошкольных
образовательных
учреждений
Л.Г. Руденко ,
Н.Н.Павловой
познавательных
процессов.
22
Психологопедагогическая
диагностика
развития детей
под.ред.
Е.А. Стребелевой
Тест «Нарисуй
человека»
Ф. Гудинаф, К.
Маховер и т.д.
Изучения уровня
познавательного
развития.
Для детей от 2
до 7 лет.
Индивидуальная
Исследование уровня
психического и
интеллектуального
развития ребенка.
Для детей
дошкольного
возраста
Индивидуальная
Тест Дж. Равена
Измерение уровня
С 5 лет.
Индивидуальная
интеллектуального
развития.
ДИАГНОСТИКА ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
«Графический
диктант» Д.Б.
Эльконина.;
Гуткина Н.И
«Домик»
Веракса Н.Е.
«Диагностика
готовности
ребенка к школе»
Диагностика
сформированности
предпосылок учебной
деятельности, умение
действовать по правилу,
самостоятельно действовать
по указанию взрослого,
ориентироваться на систему
условий задачи, выявляет
произвольность действий и
сформированность
эмоционально-волевой сферы,
выявление пространственной
ориентировки и развитие
мелких движений,
зрительно-моторной
координации, мелкой
моторики,
самостоятельного
анализа образца.
Определение уровня
развития
познавательных
процессов
Старший
дошкольный
возраст
Индивидуальна я /
групповая
Для детей
подготовител
ьных групп
Индивидуальна я
23
СКРИНИНГ –
ОБСЛЕДОВАНИ Е
ГОТОВНОСТИ К
ШКОЛЬНОМУ
ОБУЧЕНИЮ (Н.
Семаго, М.
Семаго).
Беседа о школе Т.А.
Нежновой
«Изучение
учебной
мотивации»
М.Р. Гинзбурга
А.Л. Венгер
«Мотивационная
готовность»
Оценить уровень
сформированности
предпосылок к учебной
деятельности: возможности
работать в соответствии с
фронтальной инструкцией,
умения
самостоятельно
действовать по образцу и
осуществлять контроль,
обладать
определѐнным уровнем
работоспособности.
Исследование
отношения к школе.
Исследование учебной
мотивации
Исследование учебной
мотивации
Модификация
для детей
дошкольного
возраста 6- лет
Индивидуальная
/групповая
Для детей
подготовитель
ных групп
Для детей
подготовитель
ных групп
Индивидуальная
Для детей
подготовитель
ных групп
Индивидуальная
Индивидуальная
ДИАГНОСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДОШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Диагностическая
Предназначена
для
Старший
Индивидуальная
методика ―Секрет‖
диагностики
сферы
дошкольный
/групповая
(‖Подарок‖)
общения ребенка
возраст
(Т.А. Репиной,
модифицирована
Т.В. Антоновой)
24
Методика: «Два
домика» (И.
Вандвик, П.
Экблад)
Предназначена
для
диагностики
сферы
общения ребенка
Старший
дошкольный
возраст
Индивидуальная
/групповая
Методика
Старший
Индивидуальная
определения
дошкольный
/групповая
эмоциональной
возраст
самооценки
(А.В. Захаров)
Социометрическая
Предназначена
для
Старший
Индивидуальная
методика
диагностики
сферы
дошкольный
/групповая
общения
ребенка.
возраст
«Капитан корабля»
(Романов А.А).
Старший
Индивидуальная
Вопросник
дошкольный
/групповая
«Отношение
возраст
детей к педагогу»
(Е.Е. Алексеева)
ДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ЛИЧНОСТНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ
СФЕРЫ
Методика
Исследование
Старший
Индивидуальная
«Паровозик»
эмоционального состояния
дошкольный
возраст 5-7 лет
С.В. Велиева
ребенка.
Методика
Диагностика самооценки.
Индивидуальная
Старший
«Лесенка» В.Г. Щур
дошкольный
возраст 5-7 лет
Индивидуальная
«Тест тревожности» Исследование ситуативной
Старший
Р. Темпл, М. Дорки, и личностной тревожности.
дошкольный
В. Амен).
возраст
Детский
Изучение личностных
С 4 лет
Индивидуальная
апперцептивный
особенностей,
тест (КАТ) Беллак
взаимоотношений в семье и,
Л., Беллак С.
братьями и сестрами
С 3 лет.
Индивидуальная
Методика «Страхи в Диагностика страхов
домиках».
ребенка.
Модификация М.А.
Панфиловой.
«Кактус»
Определения уровня
С 5 лет
Индивидуальная
Панфилова М.А.
агрессии
А.Л. Венгер
«Несуществующее
животное»
Изучение эмоциональноС 5 лет
Индивидуальная
волевой сферы, личностных
особенностей
ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Проективная
Индивидуальная
Диагностика
Модификация
методика «Рисунок
эмоционального
для детей
семьи»
25
Венгер А.Л.
«Семья в образе
животных»
«Опросник
родительского
отношения»
Столин В.В., Варга
А.Я
благополучия и структуры
семейных отношений
дошкольного
возраста
Определить
тип Родители
родительского отношения к
ребенку
ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГОВ
Педагоги
«Поведение в
Определение стратегии
конфликте»
поведения в конфликтной
К. Томас
ситуации
Бойко
В.В Определить уровень
Педагоги
«Диагностика
эмоционального выгорания
уровня
эмоционального
выгорания»
Индивидуальная
Индивидуальная
Индивидуальная
Диагностическое сопровождение родителей дошкольников:
Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (автор И.М. Марковская).
Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (диагностика типа семейного
воспитания и характера его нарушений, автор Э.Г. Эйдемиллер)
Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3)
Тест «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллера
Методика диагностики родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В.
Столин)
Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (изучение общих
особенностей воспитания, авторы Е.С. Шефер, Р.К. Белл)
Диагностика в сопровождении педагогического коллектива ДОУ:
Опросник Профессиональное
(эмоциональное)
выгорание.
Методика
К. Маслач и С. Джексон.
Измерение эмоционального интеллекта – опросник ЭМИН (Д.В. Люсин).
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
Шкала
психологического
благополучия
К. Риффа
(адаптация
Л.А. Пергаменщик, Н.Н. Лепешинский).
Вербальный фрустрационный тест (Л.Н. Собчик).
Диагностика социального интеллекта (Дж. Гилфорда).
Опросник потребности в достижении Ю.М. Орлова
Шкала оценки мотивации одобрения Ю.Л. Ханина (адаптация Марлоу-
Кроуна).
Методика диагностики коммуникативных установок В.В. Бойко
Диагностика временных ориентация и жизненных перспектив Ф. Зимбардо, Дж.
Ньютенна.
Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.
Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).
26
Шкала самомониторинга М. Снайдера
Опросник самоорганизации деятельности ОСД (Е.Ю. Мандрикова).
Самоактуализационный тест Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская.
Опросник способов совладанияWCQ (адаптация Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк).
Психодиагностическое обследование проводится:
Для оптимизации образовательного процесса и динамики развития детей в
ОВЗ в ДОУ с апреля по май проводится скрининг-диагностика воспитанников ДОУ на
предмет определения уровня развития познавательных процессов (восприятие, внимание,
память, мышление и др.) и эмоционально- личностной сферы.
Ежегодно в марте проводится психологическое обследование детей на
определение уровня развития познавательных процессов для прохождения процедуры ППк и
ПМПК с целью зачисления детей в группы комбинированной направленности для детей с
ТНР, ЗПР.
В течение всего учебного года по запросам участников образовательного
процесса (педагогов, родителей) проводится дополнительная углубленная диагностика
развития ребенка.
Ежегодно в январе-феврале проводится психодиагностическое обследование
с целью изучения особенностей психоэмоциональной сферы педагогов для профилактики
«профессионального (эмоционального) выгорания».
По завершению периода адаптации для вновь поступивших детей в ноябредекабре проводится обследование детей на определение уровня адаптации к ДОУ (Лист
адаптации).
Диагностическое обследование уровня психологической готовности к
обучению к школе проводится в подготовительных к школе группах в апреле месяце.
2.1.2. Психологическая экспертиза комфортности
и безопасностиобразовательной среды
В
рамках
Психологической
экспертизы
комфортности
и
безопасностиобразовательной среды проводится анкетирование педагогического
состава на предмет определения уровня удовлетворенности своим трудом, трудности,
задачи и возможности воспитательной работы; анализ ресурсов.
ДИАГНОСТИКА В РАМКАХ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Методика определения
Определение
Педагоги
Индивидуальная
интегративной
удовлетворенности
удовлетворенности трудом»
личности своим
А.В. Батаршев
трудом»
Анкета «Оценка
родителей/законных
представителей
качеством деятельности
ДОУ
Определить уровень
Родители
Индивидуальная
удовлетворенности
родителями
качеством
предоставляемых
услуг
2.1.3.
Психологическое консультирование
Психологическое консультирование - оказание помощи воспитанникам, их
родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам
образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования детей
дошкольного возраста.
27
Задачи консультирования:
1) разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с
трудностями в обучении и социализации, единых для всех участников образовательных
отношений;
2) консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов
и приемов работы с обучающимся;
3) консультативная помощь семье в вопросах выбора оптимальной стратегии
воспитания и приемов КРР с ребенком
Психологические консультации проводятся со всеми участниками образовательного
процесса. Предметом обсуждения служат результаты психодиагностики, а также личностные
переживания и проблемы. Психологическое консультирование ведется в отдельном кабинете
индивидуально с соблюдением принципа конфиденциальности.
Направления психологического консультирования
Консультирова
ние
администрации
,
педагогов и
других
работников
образовательн
ой
организации
по
проблемам
взаимоотнош
ени й в
трудовом
коллективе и
другим
профессионал
ьн ым
вопросам.
Консультирован
ие педагогов по
Консультирован
ие педагогов по
Консультирован Консультирован
ие родителей
ие
вопросам
разработки и
реализации
индивидуальн
ых программ
для построения
индивидуально
го
образовательно
го маршрута с
учѐтом
особенностей и
образовательн
ых
потребностей
конкретного
обучающегося.
вопросу выбора
индивидуально
ориентированны
х методов и
приѐмов
работы с
обучающимися
(законных
представителей)
по проблемам
взаимоотношений
с
воспитанниками,
их развития, в
вопросах
выбора
оптимальной
стратегии
воспитания
и приѐмов
коррекционноразвивающей
работы с
ребѐнком
администрации
ДОУ, педагогов
и родителей
(законных
представителей)
по
психологическ
им проблемам
обучения,
воспитания и
развития детей
Коррекционно-развивающая деятельность
Коррекционная работа направлена на коррекцию нарушений развития различных
категорий детей и оказание им помощи в усвоении образовательной программы по
результатам диагностического обследования и Заключений ППк.
Коррекционно-развивающая работа проводится индивидуально и по подгруппам с
разной степенью регулярности в зависимости от поставленных задач.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками организуется при согласии
родителей (законных представителей).
При выраженных нарушениях в развитии по решению ПМПК на дошкольника
составляется Индивидуальный образовательный маршрут.
Задачи КРР:
выбор оптимальных для развития обучающегося коррекционно-развивающих
программ (методик) психолого-педагогического сопровождения в соответствии с его
28
2.1.4.
особыми (индивидуальными) образовательными потребностями;
организация, разработка и проведение специалистами индивидуальных и
групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений
поведения и развития, трудностей в освоении образовательной программы и социализации;
коррекция и развитие высших психических функций;
развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и
психологическую коррекцию его поведения;
развитие коммуникативных способностей, социального и эмоционального
интеллекта обучающихся, формирование их коммуникативной компетентности;
коррекция и развитие психомоторной сферы, координации и регуляции движений;
создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко
выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития или
иной направленностью одаренности;
создание насыщенной РППС для разных видов деятельности;
формирование инклюзивной образовательной среды, в том числе обеспечивающей
включение детей иностранных граждан в российское образовательное пространство с
сохранением культуры и идентичности, связанных со страной исхода (происхождения);
оказание поддержки ребенку в случаях неблагоприятных условий жизни,
психотравмирующих обстоятельствах при условии информирования соответствующих
структур социальной защиты;
преодоление педагогической запущенности в работе с обучающимся, стремление
устранить неадекватные методы воспитания в семье во взаимодействии родителей (законных
представителей) с детьми;
помощь в устранении психотравмирующих ситуаций в жизни ребенка
В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного
образования (ФОП ДО) педагогом-психологом оказывается адресная психологическая
помощь следующим целевым группам:
Нормотипичные
дети
Оказание помощи и поддержки в осуществлении поиска и
реализации ребенком новых способов сотрудничества с
взрослыми, в которых возможно проявление сильных сторон
детского «Я».
Создание условия для проявления самостоятельности,
преодоления психоэмоционального напряжения и адаптации к
условиям ДОУ.
Сопровождение кризисов 3 и 7 лет
Одаренные дети
Определение вида одаренности,
интеллектуальных
установление с ними отношений сотрудничества как
обязательного условия поддержки и развития
одаренного ребенка; Создание
атмосферы
доброжелательности,
заботы
и уважения
значимости,
поощряющей
проявление его
индивидуальности;
и личност
по
29
Сохранение и поддержка индивидуальности ребѐнка, развитие
его индивидуальных способностей и творческого потенциала как
субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
Формирование коммуникативных навыков и развитие
эмоциональной устойчивости;
Организация
предметно-развивающей,
обогащѐнной
образовательной среды в условиях ДОУ, благоприятную для
развития различных видов способностей и одаренности.
Частоболеющие дети Создание условий для успешной социализации, оптимизации
межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Коррекция/развитие
коммуникативной, личностной,
эмоционально-волевой сфер, познавательных процессов.
Снижение тревожности.
-Помощь в разрешении поведенческих проблем.
Развитие
коммуникативных
навыков,
формирование
Дети
билингва,
чувствительности к сверстнику, его эмоциональному состоянию,
дети мигрантов
намерениям и желаниям;
Формирование уверенного поведения и социальной успешности;
коррекцию
деструктивных
эмоциональных
состояний,
возникающих вследствие попадания в новую языковую и
культурную среду (тревога, неуверенность, агрессия);
Создание атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по
отношению к ребенку.
Предупреждение вторичных биологических и социальных
Дети с ОВЗ
отклонений в развитии, затрудняющих образование и
социализацию
обучающихся,
коррекцию
нарушений
психического
и
физического
развития
средствами
коррекционной педагогики, специальной психологии и
медицины;
Формирование у обучающихся механизмов компенсации
дефицитарных функций, не поддающихся коррекции, в том
числе
с
использованием
ассистивных
технологий.
Направленияпсихологической
коррекционно
развивающей деятельности согласно Заключению ПМПК.
Дети и семьи в
ТЖС
Совершенствование
умений,
навыков,
способностей,
позволяющих ребѐнку идентифицировать свои мысли,
чувства, поведение для установления доверительных отношений с
другими.
Способствование
отреагированию
негативных
переживаний, связанных с травмой.
Актуализация внутренних ресурсов самого ребѐнка, помогающих
перерабатывать
травматические
переживания и снизить риски, связанных с развитием
посттравматической симптоматики
30
Дети и семьи Сопровождение процесса развития ребѐнка (профилактика и коррекция
в СОП
отклонений в развитии ребѐнка);
-Проведение коррекционно-развивающих мероприятий, направленных
на стабилизацию или налаживание детско- родительских отношений.
Коррекция
/развитие
социально-коммуникативной,
личностной, эмоционально-волевой сферы;
Помощь в решение поведенческих проблем;
Формирование
адекватных,
социально-приемлемых
способов поведения;
Развитие рефлексивных способностей;
Совершенствование способов саморегуляции.
Включение ребенка из любой целевой группы в программу КРР, определение
индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения осуществляется на
основе заключения ППК по результатам психологической диагностики или по
обоснованному запросу педагога/родителей (законных представителей).
2.1.5.
Психологическое просвещение
Психологическое просвещение направлено на повышение психологической
компетенции педагогов и родителей.
Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные
стенды, печатные материалы, электронные ресурсы), направленные на разъяснение
участникам образовательных отношений – обучающимся (в доступной для дошкольного
возраста форме), их родителям (законным представителям), педагогам – вопросов, связанных
с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения
обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации;
Проведение тематических выступлений, онлайн-консультаций для педагогов и
родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально- типологических
особенностей различных категорий обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в
обучении и социализации
Дети группы
риска
31
Психологическая профилактика
Одно из приоритетных направлений в деятельности педагога-психолога.
Цель психологической профилактики: обеспечить раскрытие возможностей возраста,
снизить влияние рисков на развитие ребенка, обеспечить раскрытие его индивидуальности
(склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении
личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психологических
условий в образовательном учреждении.
Психологическая профилактика направлена на развитие коммуникативных
способностей и социальной адаптации детей, развитие познавательных и творческих
способностей детей, игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте, развитие
эмоциональной сферы, мотивационной.
Работа, направленная на профилактику «эмоционального выгорания», создание в
ДОУ благоприятного психологического климата, на профилактику и своевременное
разрешение конфликтов, повышение эффективности в работе с детьми и родителями,
профессионального и личностного роста реализуется посредством проведения
индивидуальных консультаций, выступлениях на педагогических часах, тренингах.
С целью профилактики дезадаптивного поведения ребенка в семье, формирование
доброжелательных доверительных бесконфликтных отношений с ребенком и формирование
полноценной личности ребенка, проводятся индивидуальные и групповые консультации,
родительские собрания на данную тематику.
Вид работы
Цель работы
Форма
Срок
отчетности
проведени
я
Индивидуальные
Повышение
Протоколы
По запросу
консультации для
психологической
родителей
компетенции родителей
2.1.6.
Групповые
консультации для
родителей
Оформление стенда.
«Информация
психолога»
Консультации для
педагогов
Определен
ие оптимальных
путей
нормального
психофизического
развития детей
дошкольного возраста
Повышения
уровня
психологической
культуры педагогов и
родителей
Обогащение запаса
психологических
знаний
педагогов
Протоколы
родительских
собраний
По запросу
Публикации,
памятки,
рекомендации
Один раз
в месяц
Журнал учета
работ
По запросу
2.1.7 Организационно-методическая работа
Вид работы
Цель работы
Форма
отчетности
Срок
проведения
32
Консультации и
семинары в рамках
районных, городских
психологических
центров
Повышение
психологической
ориентированности в
частных вопросах и
методиках.
В
течение
года
Изготовление
рабочего
стимульного
материала,
оформление
кабинета
психолога.
Улучшение
материальной базы для
работы
В
течение
года
Психологомедико –
педагогический
консилиум (ПМПк).
Анализ и
оформление
результатов
диагностикокоррекционной
работы совместно с
педагогами, старшим
воспитателем ДОУ
Работа с
новинками
психологической и
методической
литературы
Работа по
выявлению контингента
воспитанников,
требующих
психологическ
ой
помощи и коррекции
Подготовка к
семинарам, педсоветам,
разработка планов
занятий.
Документация
ПМПк
По
плану
работы
ПМПк.
В
течение
года.
2.2 СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАМКАХ
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА
Психолого - педагогический консилиум (ППк) организуется и функционирует в ДОУ
на основании соответствующего Положения, которое разрабатывается, принимается
педагогическим советом учреждения и утверждается директором.
33
Цель ППк состоит в выявлении трудностей у воспитанников ДОУ, определении
особых образовательных потребностей для реализации образовательной программы и
проведения коррекционно-образовательной работы с детьми.
В рамках ППк педагог-психолог:
Осуществляет консультирование родителей и педагогов по вопросам оказания
помощи детям в рамках ППк;
Приводит углубленную диагностику развития ребѐнка;
Отслеживает результаты коррекционно-развивающей работы;
Участвует
в разработке
индивидуальной
образовательной
траектории (маршрута);
Проводит коррекционно-развивающие занятия по рекомендациям ППк.
В начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года специалисты ППк, в том числе
педагог-психолог проводят комплексное всестороннее обследование детей с целью
выявления детей с особыми образовательными потребностями.
После этого проводится заседание консилиума и принимается решение о
необходимости прохождения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии
(ТПМПК) в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по
оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и
воспитания. На каждого дошкольника готовится пакет документов и характеристики с
результатами обследования. После прохождения ребенком ТПМПК выдается протокол
Заседания с рекомендациями по созданию для воспитанника специальных образовательных
условий, тип группы и/или индивидуального
образовательного
маршрута и
/или
адаптированную образовательную программу.
34
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№
1
2
3
4
5
Наименование
Стол детский (1 шт), стул детский (3
шт)
Маркерная доска (1 шт)
Стенд «Рекомендации психолога» (1
шт)
Стол рабочий и стул офисный (2 шт)
Стеллаж для книг и пособий (2 шт)
Шкаф для игр м методической
литературы и документов (1 шт)
Колонка
Центр «Песка»
песочница, игрушки для игр с
песком
Зона игровой терапии:
Игрушки, куклы, конструктор,
кубики, игры
Использование, виды работ на
территории кабинета и в ДОУ
Индивидуальные занятия с детьми
Подгрупповые занятия с детьми (2-3
человека)
Консультирование родителей и
педагогов
Методическая работа
Обработка, хранение, оформление
документации, диагностических
материалов и др.
Используется в музыкальной терапии,
релаксации и сказкотерапии
Песочная терапия, игры с водой, игры в
период адаптации
Индивидуальные занятия, материал для
групповой работы
3.2. Предметно-пространственная развивающая среда
Игрушки и игры для кабинета педагога-психолога подобранны с учетом возрастных
особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционноразвивающей работы:
№ п/п Наименование развивающих игр и игрушек
1.
2.
Кол-во
шт.
1
Развивающие игры с разрезными картами. Средняя группа.
Учебно-дидактический комплект по освоению опыта социального
поведения
Развивающие игры с разрезными картами. Средняя группа.
1
Учебно-дидактический комплект по освоению опыта здоровьесбережения
35
3.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Расскажите детям 3-7 лет (игровые карточки-задания) Издательский дом
ООО «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»:
- Животные жарких стран
- Морские обитатели
- Домашние животные
- Овощи
- Фрукты
- Насекомые
- Птицы
- Лесные животные
- Деревья
- Транспорт
2
Развивающая игра для детей от 5 лет и старше «Развиваем
память»
Познавательная игра-лото для детей 3-6 лет «Цвет и
форма»
Познавательная игра-лото для детей 4-7 лет «Логика»
Развивающая игра-занятие «Логические цепочки»
Кукла пластмассовая «Анна Весна 21»
Матрѐшка
Неваляшка
Игра «Рамки и вкладыши Монтессори» (4 шт)
Пирамидка
Набор детской посуды «Хозяюшка» на 6 персон
Деревянные пазлы «Геометрические фигуры» (1 шт)
Гуашь, фломастеры, цветные карандаши, простые карандаши, стѐрки,
точилки, восковые мелки, кисти № 3,
4, 5, 8
1
1
1
2
1
2
1
1
1
5
1
5
Методическое оснащение программы по
направлениям работы педагога- психолога
Психологическая диагностика
1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное
руководство. Владос-Пресс,2003.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. Питер, 2004.
3. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. экспресс-диагностика в детском саду: Комплект
материалов для педагогов-психологов детских образовательных учреждений. Генезис, 2008.
4. Стребелева Е.С.. Психолого - педагогическая диагностика развития детей
раннего и дошкольного возраста. Просвещение, 2005.
5.
Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе. Тетрадь для занятий с детьми.
Методические рекомендации. Вента-Граф, 2001.
6.
Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е.Нейропсихологическая
диагностика дошкольного возраста. Питер, 2008.
7.
ВераксаН.Е. Диагностика готовности ребенка к школе. Пособие для
педагогов дошкольных учреждений. Мозаика- Синтез, 2008.
Психологическая коррекция
1. Прихожан А.М.Психология тревожности дошкольный и школьный возраст.
36
3.3.
Питер, 2009
Колос Г.Г. 28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 57 лет. Аркти, 2017
3.
Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г.Психологическая коррекция детей с
синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (с учетом их половых различий). УЦ
«Перспектива», 2009
4.
Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый невидимка.
Речь, 2007
5. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.
Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей, 2Издательство ГНОМ и
Д»,2005
6. Чистякова М.И. Психогимнастика. Просвещение,1990
7. МардерЛ. Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста. Генезис,2008
8. Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей.
Речь,2008
9. Ждакаева
Е.И.
Тропинка
к счастливой
семье.
Коррекция
детско- родительских отношений через сказку, игру, рисунок. Речь, 2011.
Психологическое консультирование
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? АСТ,2001
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? АСТ, 2008
3. Гиппенрейтер Ю.Б.Родителям: как быть с ребенком. АСТ, 2011
2.
37
4. Пол Коулмен. Как сказать ребенку о…Как помочь вашему ребенку решить проблемы,
утешить его и развить в нем хорошие качества. Институт Психотерапии, 2002
5. Акимова Галина. Словарь-справочник для неравнодушных родителей. Весь,
2001.
6. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по
воспитанию детей 207 лет/авт.-сост. Шишова Е.В. Учитель,2011.
Психологическое просвещение и профилактика
1. Практическая
психология
образования
/
Под
ред.И.В.Дубровиной.
Сфера,1997.
2. Широкова Г.А.Справочник дошкольного психолога.Феникс,2004.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Пособие для
педагогов дошкольных учрежденрий.Мозаика-Синтез,2006.
4. Степанов С.С.Азбука детской психологии.Сфера,2004.
38