Образовательная программа 1 младшей А группы на 2024-2025 уч.г.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад №13 Лесозаводского городского округа»

ПРИНЯТА
на педагогическом
совете
протокол №1
от 30.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МДОБУ Д/С№ 13ЛГО
____________Н.А. Сулимова
30.08.2024 г.

Образовательная программа
1 младшей группы «А»
общеразвивающей направленности
на 2024-2025 учебный год

Воспитатели: Бортко Е.А.,
Молостова С.С.

г. Лесозаводск
2024 г.

Оглавление:
Содержание:
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты освоения программа
1.3. Система педагогической диагностики (мониторинга)достижения детьми
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности
2.2. Модель организации образовательного процесса
2.3. Календарный план воспитания
2.4. Формы взаимодействия с родителями
2.6. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений
3.

Организационный раздел

3.1 Организация РППС
3.2. Материально техническое обеспечение Программы
3.3. Перечень литературных произведений для реализации Программы

№
3
3-4
5-6
7
8-9
10
11
13-22
23
24
25
25
26
27-28

3.4.Режим дня

29

3.5.Тематическое планирование

30

3.6 Система образовательной деятельности,расписание ОД
4.Приложение

31

2

1.
1.1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Настоящая образовательная программа 1 младшей группы «А» общеразвивающей
направленности разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного
образования МДОБУ Д/С №13 ЛГО. Программа определяет содержание и организацию
образовательного процесса с воспитанниками группы. Программа строится на принципе
личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с воспитанниками и обеспечивает
физическое, социально коммуникативное, познавательное, речевое и художественноэстетическое развитие детей в возрасте от 2 до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей. Рабочая программа направлена на: разностороннее развитие ребёнка в период
дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народ, исторических и национально-культурных
традиций.
Цель: разностороннее развитие ребёнка в период младшего дошкольного возраста с
учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных
ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи:
обеспечить планируемые результаты освоения Программы;
приобщить детей раннего возраста к базовым ценностям российского народа жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, создание условий для
формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и
поступков на основе осмысления ценностей;
создать условия для равного доступа к образованию для всех детей раннего возраста
с учётом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в т.ч. их
эмоциональное благополучие;
обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности;
обеспечить
психолого-педагогическую
поддержку
семьи
и
повышать
компетентность родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и
развития, охраны иукрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ
начального общего образования.
Программа построена на принципах и подходах в соответствии с ОП ДО МДОБУ Д/С №
13 ЛГО.
3

При разработке Программы учитывался контингент воспитанников: дети младшего
возраста от 2 до 3 лет. Мальчиков: человек, девочек:
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей),
совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого,
раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников;
4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6) сотрудничество ДОО с семьей;
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в
различных видах деятельности;
9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);
10) учёт этнокультурной ситуации развития детей.
1.1.3 Характеристика контингента воспитанников
Общее количество детей – 23 человека. Из них девочек -16, мальчиков – 7.
Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
от 1,5 до 3 лет
Познание себя, своего образа, идентификация с именем. Начинают формироваться
элементы самосознания, связанные с идентификацией имени и пола.
Детям характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и
желаний от ситуации. Они легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.
Дети этого возраста соблюдают элементарные правила поведения, обозначенные словами
«можно», «нельзя», «нужно».
Совершенствуется ходьба, основные движения, расширяется ориентировка в ближайшем
окружении. Ребенок проявляет большую активность в познании окружающего мира. Возникает
потребность более глубокого и содержательного общения со взрослым.
В этом возрасте интенсивно формируется речь. Речевое общение со взрослым имеет
исключительно важное значение в психическом развитии.
Развивается сенсорное восприятие. Формируются зрительные и слуховые ориентировки.
К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большим
искажением.
Основная форма мышления – наглядно-действенная.
Внимание неустойчивое, легко переключается. Память непроизвольная.
Развивается предметная деятельность. Появляется способность обобщения, которая
позволяет узнавать предметы, изображения.
4

1.2 Планируемые результаты реализации Программы:
- у ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения,
начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения,
понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам; с
желанием играет в подвижные игры;
- ребенок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет
простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и тому
подобное);
- ребенок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;
- ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
играет рядом;
- ребенок понимает и выполняет простые поручения взрослого;
- ребенок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- ребенок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно
поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой последовательности продвигаться
к цели;
- ребенок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые
предложения из 4-х слов и более, включенные в общение; может обращаться с вопросами и
просьбами;
- ребенок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за
взрослым;
- ребенок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на
них;
- ребенок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в
основных пространственных и временных отношениях;
- ребенок осуществляет поисковые и обследовательские действия;
- ребенок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности; свое
имя, имена близких; демонстрирует первоначальные представления о населенном пункте, в
котором живет (город, село и так далее);
- ребенок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего
окружения и их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к
взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред
живым объектам;
- ребенок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные
движения;
- ребенок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;
- ребенок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и
конструирования: может выполнять уже довольно сложные постройки (гараж, дорогу к нему,
забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки;
- ребенок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и
назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе;
- ребенок в играх отображает действия окружающих ("готовит обед", "ухаживает за
больным" и другое), воспроизводит не только их последовательность и взаимосвязь, но и
5

социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания), заранее определяет
цель ("Я буду лечить куклу").
1.3 Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей.
Педагогическая диагностика (мониторинг) проводится в ходе наблюдений детей в спонтанной и
специально организованной деятельности. Инструментарием для педагогической диагностики
(мониторинга) служит унифицированная карта развития ребенка. Результаты педагогической
диагностики (мониторинга) используются для индивидуализации образования (в том числе
поддержки ребенка, построения его образовательной траектории), оптимизации работы с
группой детей.

6

2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1
Задачи и содержание
образовательным областям
В
-

образования

(обучения

и

воспитания)

по

области социально-коммуникативного развития основными
задачамиобразовательной деятельности являются:
поддерживать эмоционально-положительное состояние детей в период адаптации

к
ДОО;
развивать игровой опыт ребёнка, помогая детям отражать в игре представления
об
окружающей действительности;
поддерживать
доброжелательные
взаимоотношения
детей,
развивать
эмоциональную отзывчивость в ходе привлечения к конкретным действиям помощи, заботы,
участия;
формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), их внешнем
виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость,
грусть), о семье и ДОО;
формировать первичные представления ребёнка о себе, о своем возрасте, поле, о
родителях (законных представителях) и близких членах семьи.
Содержание образовательной деятельности
Педагог поддерживает желание детей познакомиться со сверстником, узнать его имя,
используя приемы поощрения и одобрения. Оказывает помощь детям в определении
особенностей внешнего вида мальчиков и девочек, их одежды, причесок, предпочитаемых
игрушек, задает детям вопросы уточняющего или проблемного характера, объясняет
отличительные признаки взрослых и детей, используя наглядный материал и повседневные
жизненные ситуации. Показывает и называет ребёнку основные части тела и лица человека, его
действия. Поддерживает желание ребёнка называть и различать основные действия взрослых.
Педагог знакомит детей с основными эмоциями и чувствами человека, обозначает их
словом, демонстрирует их проявление мимикой, жестами, интонацией голоса. Предлагает
детям повторить слова, обозначающие эмоциональное состояние человека, предлагает детям
задания, помогающие закрепить представление об эмоциях, в т.ч. их узнавание на картинках.
Педагог рассматривает вместе с детьми картинки с изображением семьи: детей, родителей
(законных представителей). Поощряет стремление детей узнавать членов семьи, называть их,
рассказывает детям о том, как члены семьи могут заботиться друг о друге.
Педагог поддерживает желание детей познавать пространство своей группы, узнавать
вход в группу, её расположение на этаже, педагогов, которые работают с детьми. Рассматривает
с детьми пространство группы, назначение каждого помещения, его наполнение, помогает
детям ориентироваться в пространстве группы.
Педагог поддерживает стремление детей выполнять элементарные правила поведения
(«можно», «нельзя»). Личным показом демонстрирует правила общения: здоровается,
прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста», напоминает детям о важности использования
данных слов в процессе общения со взрослыми и сверстниками, поощряет инициативу и
самостоятельность ребёнка при использовании «вежливых слов».
7

Педагог использует приемы общения, позволяющие детям проявлять внимание к его
словам и указаниям, поддерживает желание ребёнка выполнять указания взрослого, действовать
по его примеру и показу.
Педагог организует детей на участие в подвижных, музыкальных, сюжетных и
хороводных играх, поощряет их активность и инициативность в ходе участия в играх.
Педагог формирует представление детей о простых предметах своей одежды, обозначает
словами каждый предмет одежды, рассказывает детям о назначении предметов одежды,
способах их использования (надевание колготок, футболок и тому подобное).
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям
«Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба»,
«Сотрудничество», «Труд».
Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:
воспитание уважения к своей семье, своему населенному пункту, родному краю,
своей стране;
воспитание уважительного отношения к другим людям - детям и взрослым
(родителям (законным представителям), педагогам, соседям и другим), вне зависимости от их
этнической и национальной принадлежности;
воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к
нравственным и культурным традициям России;
содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о
добре и зле, красоте и уродстве, правде и лжи;
воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию,
общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной
позиции;
создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого
поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы;
поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению
физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;
формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам
своеготруда и труда других людей.
2.2 Познавательное развитие
В области познавательного развития основными задачами образовательной
деятельности являются:
развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного,
вкусового, обонятельного;
развивать наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных
практических задач;
совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины
как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим
признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары,
группы;
формировать у детей простейшие представления о геометрических фигурах,
величинеи количестве предметов на основе чувственного познания;
8

развивать первоначальные представления о себе и близких людях, эмоциональноположительное отношение к членам семьи и людям ближайшего окружения, о деятельности
взрослых;
расширять представления о населенном пункте, в котором живет ребёнок, его
достопримечательностях, эмоционально откликаться на праздничное убранство дома, ДОО;
организовывать взаимодействие и знакомить с животными и растениями
ближайшего окружения, их названиями, строением и отличительными особенностями,
некоторыми объектами неживой природы;
развивать способность наблюдать за явлениями природы, воспитывать бережное
отношение к животным и растениям.
Содержание образовательной деятельности
1)
Сенсорные эталоны и познавательные действия:
педагог демонстрирует детям и включает их в деятельность на сравнение предметов
и определение их сходства-различия, на подбор и группировку по заданному образцу (по цвету,
форме, величине). Побуждает и поощряет освоение простейших действий, основанных на
перестановке предметов, изменении способа их расположения, количества; на действия
переливания, пересыпания. Проводит игры-занятия с использованием предметов-орудий:
сачков, черпачков для выуживания из специальных емкостей с водой или без воды шариков,
плавающих игрушек, палочек со свисающим на веревке магнитом для «ловли» на нее
небольших предметов. Организует действия с игрушками, имитирующими орудия труда
(заколачивание молоточком втулочек в верстачок, сборка каталок с помощью деревянных или
пластмассовых винтов) и тому подобное, создает ситуации для использования детьми
предметов-орудий в самостоятельной игровой и бытовой деятельности с целью решения
практических задач;
педагог поощряет действия детей с предметами, при ориентации на 2-3 свойства
одновременно; собирание одноцветных, а затем и разноцветных пирамидок из 4-5 и более
колец, располагая их по убывающей величине; различных по форме и цвету башенок из 2-3
геометрических форм-вкладышей; разбирание и собирание трехместной матрешки с
совмещением рисунка на её частях, закрепляя понимание детьми слов, обозначающих
различный размер предметов, их цвет и форму. В ходе проведения с детьми дидактических
упражнений и игр-занятий формирует обобщенные способы обследования формы предметов
ощупывание, рассматривание, сравнение, сопоставление; продолжает поощрять
появление настойчивости в достижении результата познавательных действий.
2)
Математические представления: педагог подводит детей к освоению простейших
умений в различении формы окружающих предметов, используя предэталонные представления
о шаре, кубе, круге, квадрате; подборе предметов и геометрических фигур по образцу,
различению и сравниванию предметов по величине, выбору среди двух предметов при условии
резких различий: большой и маленький, длинный и короткий, высокий и низкий. Поддерживает
интерес детей к количественной стороне различных групп предметов (много и много, много и
мало, много и один) предметов.
3)
Окружающий мир: педагог расширяет представления детей об окружающем мире,
знакомит их с явлениями общественной жизни, с деятельностью взрослых (повар варит кашу,
шофер водит машину, доктор лечит); развивает представления о себе (о своем имени, именах
близких родственников), о внешнем облике человека, о его физических особенностях (у
каждого есть голова, руки, ноги, лицо; на лице - глаза, нос, рот и так далее); о его физических и
9

эмоциональных состояниях (проголодался - насытился, устал - отдохнул; намочил - вытер;
заплакал - засмеялся и так далее); о деятельности близких ребёнку людей («Мама моет пол»;
«Бабушка вяжет носочки»; «Сестра рисует»; «Дедушка читает газету»; «Брат строит гараж»;
«Папа работает за компьютером» и тому подобное);о предметах, действиях с ними и их
назначении: предметы домашнего обихода (посуда, мебель, одежда), игрушки, орудия труда
(веник, метла, лопата, ведро, лейка и так далее).
4)
Природа: в процессе ознакомления с природой педагог организует взаимодействие
и направляет внимание детей на объекты живой и неживой природы, явления природы, которые
доступны для непосредственного восприятия. Формирует представления о домашних и диких
животных и их детенышах (особенности внешнего вида, части тела, питание, способы
передвижения), о растениях ближайшего окружения (деревья, овощи, фрукты и другие), их
характерных признаках (цвет, строение, поверхность, вкус), привлекает внимание и
поддерживает интерес к объектам неживой природы (солнце, небо, облака, песок, вода), к
некоторым явлениям природы (снег, дождь, радуга, ветер), поощряет бережное отношение к
животным и растениям.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области
«Познавательное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям
«Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа», что предполагает:
воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования
для человека, общества, страны;
приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и
достижениямродной страны, к культурному наследию народов России;
воспитание уважения к людям - представителям разных народов России
независимоот их этнической принадлежности;
воспитание уважительного отношения к государственным символам страны
(флагу,гербу, гимну);
воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края,
родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы.
2.3 Речевое развитие
В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности
являются:
1)
Формирование словаря: развивать понимание речи и активизировать словарь.
Формировать у детей умение по словесному указанию педагога находить предметы, различать их
местоположение, имитировать действия людей и движения животных. Обогащать словарь детей
существительными, глаголами, прилагательными, наречиями и формировать умение
использовать данные слова в речи.
2)
Звуковая культура речи: упражнять детей в правильном произношении гласных и
согласных звуков, звукоподражаний, отельных слов. Формировать правильное произношение
звукоподражательных слов в разном темпе, с разной силой голоса.
3)
Грамматический строй речи: формировать у детей умение согласовывать
существительные и местоимения с глаголами, составлять фразы из 3-4 слов.
4)
Связная речь: продолжать развивать у детей умения понимать речь педагога,
отвечать на вопросы; рассказывать об окружающем в 2-4 предложениях.
5)
Интерес к художественной литературе:
10

формировать у детей умение воспринимать небольшие по объему потешки, сказки и
рассказы с наглядным сопровождением (и без него);
побуждать договаривать и произносить четверостишия уже известных ребёнку
стихови песенок, воспроизводить игровые действия, движения персонажей;
поощрять отклик на ритм и мелодичность стихотворений, потешек; формировать
умение в процессе чтения произведения повторять звуковые жесты;
развивать умение
произносить
звукоподражания,
связанные
с
содержаниемлитературного материала (мяу-мяу, тик-так, баю-бай, ква-ква и тому подобное),
отвечать навопросы по содержанию прочитанных произведений;
побуждать рассматривать книги и иллюстрации вместе с педагогом и
самостоятельно; развивать восприятие вопросительных и восклицательных интонаций
художественного произведения.
Содержание образовательной деятельности
1)
Формирование словаря: педагог развивает понимание речи и активизирует словарь,
формирует умение по словесному указанию находить предметы по цвету, размеру («Принеси
красный кубик»), различать их местоположение, имитировать действия людей и движения
животных; активизирует словарь детей: существительными, обозначающими названия
транспортных средств, частей автомобиля, растений, фруктов, овощей, домашних животных и
их детенышей; глаголами, обозначающими трудовые действия (мыть, стирать),
взаимоотношения (помочь); прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус предметов;
наречиями (сейчас, далеко). Педагог закрепляет у детей названия предметов и действий с
предметами, некоторых особенностей предметов; названия некоторых трудовых действий и
собственных действий; имена близких людей, имена детей группы; обозначения личностных
качеств, особенностей внешности окружающих ребёнка взрослых и сверстников.
2)
Звуковая культура речи: педагог формирует у детей умение говорить внятно, не
торопясь, правильно произносить гласные и согласные звуки. В звукопроизношении для детей
характерно физиологическое смягчение практически всех согласных звуков. В
словопроизношении ребёнок пытается произнести все слова, которые необходимы для
выражения его мысли. Педагог поощряет детей использовать разные по сложности слова,
воспроизводить ритм слова, формирует умение детей не пропускать слоги в словах, выражать
свое отношение к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных и невербальных
средств. У детей проявляется эмоциональная непроизвольная выразительность речи.
3)
Грамматический строй речи: педагог помогает детям овладеть умением правильно
использовать большинство основных грамматических категорий: окончаний существительных;
уменьшительно-ласкательных суффиксов; поощряет словотворчество, формирует умение детей
выражать свои мысли посредством трех-, четырехсловныхпредложений.
4)
Связная речь:
педагог формирует у детей умения рассказывать в 2-4 предложениях о
нарисованном на картинке, об увиденном на прогулке, активно включаться в речевое
взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без
опоры на наглядность; побуждает детей проявлять интерес к общению со взрослыми и
сверстниками, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления,
используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения, реагировать на
обращение с использованием доступных речевых средств, отвечать на вопросы педагога с
использованиемфразовой речи или формы простого предложения, относить к себе речь педагога,
11

обращеннуюк группе детей, понимать её содержание;
педагог развивает у детей умение использовать инициативную разговорную речь
как средство общения и познания окружающего мира, употреблять в речи предложения разных
типов, отражающие связи и зависимости объектов.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области
«Речевое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура» и
«Красота»,что предполагает:
владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила
инормы культурного поведения;
воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать
красотуязыка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).

2.4 Художественно-эстетическое развитие
В области художественно-эстетического развития основными задачами
образовательной деятельности являются:
1)
приобщение к искусству:
развивать у детей художественное восприятие (смотреть, слушать и испытывать
радость) в процессе ознакомления с произведениями музыкального, изобразительного
искусства, природой;
интерес, внимание, любознательность, стремление к эмоциональному отклику детей
на отдельные эстетические свойства и качества предметов и явлений окружающей
действительности;
развивать отзывчивость на доступное понимание произведений искусства, интерес к
музыке (в процессе прослушивания классической и народной музыки), изобразительному
искусству (в процессе рассматривания и восприятия красоты иллюстраций, рисунков, изделии
декоративно-прикладного искусства);
познакомить детей с народными игрушками (дымковской, богородской, матрешкой
идругими);
поддерживать интерес к малым формам фольклора (пестушки, заклички,
прибаутки);
поддерживать стремление детей выражать свои чувства и впечатления на основе
эмоционально содержательного восприятия доступных для понимания произведений искусства
или наблюдений за природными явлениями;
2)
изобразительная деятельность:
воспитывать интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке) совместно
со взрослым и самостоятельно;
развивать положительные эмоции на предложение нарисовать, слепить;
научить правильно держать карандаш, кисть;
развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предмета
разной формы, цвета (начиная с контрастных цветов);
включать движение рук по предмету при знакомстве с его формой;
познакомить со свойствами глины, пластилина, пластической массы;
развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и
качества предметов в процессе рассматривания игрушек, природных объектов, предметов быта,
произведений искусства;
12

3)
конструктивная деятельность:
знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина,
цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости;
развивать интерес к конструктивной деятельности, поддерживать желание детей
строить самостоятельно;
4)
музыкальная деятельность:
воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять
простейшие танцевальные движения;
приобщать к восприятию музыки, соблюдая первоначальные правила: не мешать
соседу вслушиваться в музыкальное произведение и эмоционально на него реагировать;
5)
театрализованная деятельность:
пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с
персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка
приглашает на деревенский двор);
побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой
природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в
произведениях малых фольклорных форм);
способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажамиигрушками;
развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев,
адекватно реагировать на них;
способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев;
создавать условия для систематического восприятия театрализованных
выступленийпедагогического театра (взрослых).
6)
культурно-досуговая деятельность:
создавать эмоционально-положительный климат в группе и ДОО, обеспечение у
детей чувства комфортности, уюта и защищенности; формировать умение самостоятельной
работыдетей с художественными материалами;
привлекать детей к посильному участию в играх, театрализованных
представлениях,забавах, развлечениях и праздниках;
развивать умение следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно
реагировать на них;
формировать навык перевоплощения детей в образы сказочных героев.
Содержание образовательной деятельности
Приобщение к искусству
Педагог развивает у детей художественное восприятие; воспитывает эмоциональную
отзывчивость на доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства.
Знакомит с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и
другими, соответствующими возрасту детей. Педагог обращает внимание детей на характер
игрушек (веселая, забавная и так далее), их форму, цветовое оформление. Педагог воспитывает
интерес к природе и отражению представлений (впечатлений) в доступной изобразительной и
музыкальной деятельности.
Изобразительная деятельность
1)
Рисование:
педагог продолжает развивать у детей художественное восприятие; способствует
13

обогащению их сенсорного опыта путем выделения формы предметов, обведения их по контуру
поочередно то одной, то другой рукой; побуждает, поощряет и подводит детей к изображению
знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора;
педагог обращает внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет
след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом
кисти); учит следить за движением карандаша по бумаге;
педагог привлекает внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным
линиям, конфигурациям; побуждает задумываться над тем, что они нарисовали, на что это
похоже; вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами; педагог
побуждает детей к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к
осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм;
педагог развивает у детей эстетическое восприятие окружающих предметов; учит
детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные
линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их,
уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и
другим; подводит детей к рисованию предметов округлой формы;
при рисовании педагог формирует у ребёнка правильную позу (сидеть свободно, не
наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором
рисует малыш; педагог учит держать карандаш и кисть свободно: карандаш - тремя пальцами
выше отточенного конца, кисть - чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть,
макая её всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.
2)
Лепка: педагог поощряет у детей интерес к лепке; знакомит с пластическими
материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине); учит
аккуратно пользоваться материалами; педагог учит детей отламывать комочки глины от
большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми
движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка,
колесо и так далее); педагог учит раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней
для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и другие), сплющивать
комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине
сплющенного комочка (миска, блюдце). Педагог учит соединять две вылепленные формы в
один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и тому
подобное. Педагог приучает детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или
специальную заранее подготовленную клеенку.
Конструктивная деятельность.
В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом педагог
продолжает знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина,
цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Педагог продолжает
формировать умение у детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживает
желание строить что-то самостоятельно; способствует пониманию пространственных
соотношений. Педагог учит детей пользоваться дополнительными сюжетными игрушками,
соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и тому
подобное). По окончании игры приучает убирать все на место. Знакомит детей с простейшими
пластмассовыми конструкторами. Учит совместно с взрослым конструировать башенки,
домики, машины. В летнее время педагог развивает интерес у детей к строительным играм с
использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и тому подобное).
14

Музыкальная деятельность.
1)
Слушание: педагог учит детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни,
музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально
реагировать на содержание; учит детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание
колокольчика, фортепьяно, металлофона).
2)
Пение: педагог вызывает активность детей при подпевании и пении; развивает
умение подпевать фразы в песне (совместно с педагогом); поощряет сольное пение.
3)
Музыкально-ритмические движения: педагог развивает у детей эмоциональность и
образность восприятия музыки через движения; продолжает формировать у детей способность
воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать
ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и так далее); учит детей начинать
движение с началом музыки и заканчивать с её окончанием; передавать образы (птичка летает,
зайка прыгает, мишка косолапый идет); педагог совершенствует умение ходить и бегать (на
носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения
в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.
Театрализованная деятельность.
Педагог пробуждает интерес детей к театрализованной игре, создает условия для её
проведения. Формирует умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и
кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей. Педагог учит детей
имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), передавать
эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением). Знакомит детей с
приемами вождения настольных кукол. Учит сопровождать движения простой песенкой.
Педагог поощряет у детей желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и
так далее) и атрибутами как внешними символами роли.
Культурно-досуговая деятельность.
Педагог создает эмоционально-положительный климат в группе и ДОО для обеспечения
у детей чувства комфортности, уюта и защищенности; формирует у детей умение
самостоятельной работы детей с художественными материалами. Привлекает детей к
посильному участию в играх с пением, театрализованных представлениях (кукольный театр;
инсценирование русских народных сказок), забавах, развлечениях (тематических, спортивных)
и праздниках. Развивает умение следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно
реагировать на них. Формирует навык перевоплощения детей в образы сказочных героев.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» направлено на приобщение детей к
ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает:
воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным
объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социального), к
произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными
особенностями);
приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа,
шедеврам мировой художественной культуры;
становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему
миру для гармонизации внешнего и внутреннего мира ребёнка;
создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в
разныхвидах художественно-творческой деятельности;
15

формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и
эмоционально-образного способов его освоения детьми;
создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала
каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой
самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми).
2.5 Физическое развитие
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития:
обогащать двигательный опыт детей, помогая осваивать упражнения основной
гимнастики: основные движения (бросание, катание, ловля, ползанье, лазанье, ходьба,
бег,прыжки), общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения;
развивать психофизические качества, равновесие и ориентировку в пространстве;
поддерживать у детей желание играть в подвижные игры вместе с педагогом в
небольших подгруппах;
формировать интерес и положительное отношение к выполнению физических
упражнений, совместным двигательным действиям;
укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, формировать
культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, приобщая к здоровому образу
жизни.
Содержание образовательной деятельности
Педагог формирует умение выполнять основные движения, общеразвивающие и
музыкально-ритмические упражнения в различных формах физкультурно-оздоровительной
работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, индивидуальная
работа по развитию движений и другое), развивает психофизические качества, координацию,
равновесие и ориентировку в пространстве. Педагог побуждает детей совместно играть в
подвижные игры, действовать согласованно, реагировать на сигнал. Оптимизирует
двигательную деятельность, предупреждая утомление, осуществляет помощь и страховку,
поощряет стремление ребёнка соблюдать правила личной гигиены и проявлять культурногигиенические навыки.
1)
Основная гимнастика (основные движения, общеразвивающие упражнения).
Основные движения:
бросание, катание, ловля: скатывание мяча по наклонной доске; прокатывание мяча
педагогу и друг другу двумя руками стоя и сидя (расстояние 50-100 см), под дугу, в воротца;
остановка катящегося мяча; передача мячей друг другу стоя; бросание мяча от груди двумя
руками, снизу, из-за головы; бросание предмета в горизонтальную цель и вдаль с расстояния
100-125 см двумя и одной рукой; перебрасывание мяча через сетку, натянутую на уровне роста
ребёнка с расстояния 1-1,5 м; ловля мяча, брошенного педагогом с расстояния до 1 м;
ползание и лазанье: ползание на животе, на четвереньках до погремушки (флажка)
3- 4 м (взяв её, встать, выпрямиться), по доске, лежащей на полу, по наклонной доске,
приподнятой одним концом на 20-30 см; по гимнастической скамейке; проползание под дугой
(30-40 см); влезание на лесенку-стремянку и спуск с нее произвольным способом;
ходьба: ходьба стайкой за педагогом с перешагиванием через линии, палки, кубы; на
носках; с переходом на бег; на месте, приставным шагом вперед, в сторону, назад; с предметами
в руке (флажок, платочек, ленточка и другие); врассыпную и в заданном направлении; между
предметами; по кругу по одному и парами, взявшись за руки;
16

бег: бег стайкой за педагогом, в заданном направлении и в разных направлениях;
между линиями (расстояние между линиями 40-30 см); за катящимся мячом; с переходом на
ходьбу и обратно; непрерывный в течение 20-30-40 секунд; медленный бег на расстояние 40- 80
м;
прыжки: прыжки на двух ногах на месте (10-15 раз); с продвижением вперед, через
1- 2 параллельные линии (расстояние 10-20 см); в длину с места как можно дальше, через 2
параллельные линии (20-30 см); вверх, касаясь предмета, находящегося выше поднятых рук
ребёнка на 10-15 см;
упражнения в равновесии: ходьба по дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м); по
наклонной доске, приподнятой одним концом на 20 см; по гимнастической скамейке;
перешагивание линий и предметов (высота 10-15 см); ходьба по извилистой дорожке (2-3 м),
между линиями; подъем без помощи рук на скамейку, удерживая равновесие с положением рук
в стороны; кружение на месте.
В процессе обучения основным движениям педагог побуждает детей действовать
сообща, двигаться не наталкиваясь друг на друга, придерживаться определенного направления
движения, предлагает разнообразные упражнения.
Общеразвивающие упражнения:
упражнения для кистей рук, развития и укрепления плечевого пояса: поднимание
рук вперед, вверх, разведение в стороны, отведение назад, за спину, сгибание и разгибание,
выполнение хлопков руками перед собой, над головой; махи руками вверх-вниз, вперед-назад;
упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника:
повороты вправо-влево, с передачей предмета сидящему рядом ребёнку, наклоны вперед из
исходного положения стоя и сидя; одновременное сгибание и разгибание ног из исходного
положения сидя и лежа, поочередное поднимание рук и ног из исходного положения лежа на
спине;
упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и гибкости
позвоночника: сгибание и разгибание ног, держась за опору, приседание, потягивание с
подниманием на носки и другое;
музыкально-ритмические упражнения, разученные на музыкальном занятии,
включаются в содержание подвижных игр и игровых упражнений; педагог показывает детям и
выполняет вместе с ними: хлопки в ладоши под музыку, хлопки с одновременным
притопыванием, приседание «пружинка», приставные шаги вперед-назад, кружение на
носочках, имитационные упражнения.
Педагог предлагает образец для подражания и выполняет вместе с детьми упражнения с
предметами: погремушками, платочками, малыми обручами, кубиками, флажками и другое, в
т.ч., сидя на стуле или на скамейке.
2)
Подвижные игры: педагог развивает и поддерживает у детей желание играть в
подвижные игры с простым содержанием, с текстом, с включением музыкально-ритмических
упражнений. Создает условия для развития выразительности движений в имитационных
упражнениях и сюжетных играх, помогает самостоятельно передавать простейшие действия
некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики, помахать крылышками, как птичка, походитькак
лошадка, поклевать зернышки, как цыплята, и тому подобное).
3)
Формирование основ здорового образа жизни: педагог формирует у детей
полезные привычки и элементарные культурно-гигиенические навыки при приеме пищи, уходе за
собой (самостоятельно и правильно мыть руки перед едой, после прогулки и посещения туалета,
17

чистить зубы, пользоваться предметами личной гигиены); поощряет умения замечать
нарушения правил гигиены, оценивать свой внешний вид, приводить в порядок одежду;
способствует формированию положительного отношения к закаливающим и гигиеническим
процедурам, выполнению физических упражнений.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области
«Физическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье»,что
предполагает:
воспитание осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и
здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека;
формирование у ребёнка возрастосообразных представлений и знаний в области
физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни,
физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, гигиеническим нормам и
правилам;
воспитание активности, самостоятельности, самоуважения, коммуникабельности,
уверенности и других личностных качеств;
приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях
ихфизического развития и саморазвития;
формирование у ребёнка основных гигиенических навыков, представлений о
здоровом образе жизни.
2.6 Взаимодействие взрослых с детьми (вариативные формы, способы, методы и
средства реализации Программы
2.6.1
Согласно ФГОС ДО педагог использует различные формы реализации
Программы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями
детей:
предметная деятельность (орудийно-предметные действия - ест ложкой, пьет из
кружки и другое);
экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и другие);
ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое
сосверстниками под руководством взрослого;
двигательная деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения,
простые подвижные игры);
игровая деятельность (отобразительная и сюжетно-отобразительная игра, игры с
дидактическими игрушками);
речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь);
изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого
икрупного строительного материала;
самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки,
подметаетвеником, поливает цветы из лейки и другое);
музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкальноритмические движения).
Методы:
организации опыта поведения и деятельности (приучение к положительным
формам
18

общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы);
осознания детьми опыта поведения и деятельности (рассказ на моральные темы,
разъяснение норм и правил поведения, чтение художественной литературы, этические беседы,
обсуждение поступков и жизненных ситуаций, личный пример);
мотивации опыта поведения и деятельности (поощрение, методы развития эмоций,
игры, соревнования, проектные методы).
При организации обучения традиционные методы (словесные, наглядные, практические)
дополняются методами, в основу которых положен характер познавательной деятельности
детей:
1)
при использовании информационно-рецептивного метода предъявляется
информация, организуются действия ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение,
рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных
презентаций, рассказы педагога или детей, чтение);
2)
репродуктивный метод предполагает создание условий для воспроизведения
представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе
образца педагога, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметносхематическую модель);
3)
метод проблемного изложения представляет собой постановку проблемы и
раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;
4)
при применении эвристического метода (частично-поискового) проблемная задача
делится на части - проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение
представлений в новых условиях);
5)
исследовательский метод включает составление и предъявление проблемных
ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты,
экспериментирование). Для решения задач воспитания и обучения широко применяется метод
проектов. Он способствует развитию у детей исследовательской активности, познавательных
интересов, коммуникативных и творческих способностей, навыков сотрудничества и другое.
Выполняя совместные проекты, дети получают представления о своих возможностях, умениях,
потребностях.
При реализации Программы педагог использует различные средства, представленные
совокупностью материальных и идеальных объектов:
демонстрационные и раздаточные;
визуальные, аудийные;
естественные и искусственные;
реальные и виртуальные.
Данные используются для развитияследующих видов деятельности детей:
двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания,
занятийс мячом и другое);
предметной (образные и дидактические игрушки, реальные предметы и другое);
игровой (игры, игрушки, игровое оборудование и другое);
коммуникативной (дидактический материал, предметы, игрушки, видеофильмы и
другое);
познавательно-исследовательской и экспериментирования (натуральные предметы и
оборудование для исследования и образно-символический материал, в т.ч. макеты, плакаты,
19

модели, схемы и другое); чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в
т.ч. аудиокниги,иллюстративный материал);
трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и
конструирования);
музыкальной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и
другое). ДОО самостоятельно определяет средства воспитания и обучения, в т.ч. технические,
соответствующие материалы (в т.ч. расходные), игровое, спортивное, оздоровительное
оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
При выборе форм, методов, средств реализации Программы педагог учитывает
субъектные проявления ребёнка в деятельности: интерес к миру и культуре; избирательное
отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и
желание заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении
деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов
деятельности.
2.7 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик
1. Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, иградраматизация, строительно-конструктивные игры и т.д.) Цель: обогащение содержания
творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации
самостоятельной игры. Например, сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Ждем гостей», «В гости к
Кате», «День рождения», «Дочки – матери», «У бабушки в деревне».
2. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта.
Цель: формирование умения разрешать проблемные ситуации близкие для детей дошкольного
возраста. Пример: «Почему нужно умываться по утрам?», «Кого мы встретили по дороге в
детский сад?».
3. Творческие мастерские. Цель: создание условий для использования и применения
знаний и умений детьми на практике, развитие творческих способностей и т.д. Обязательное
условие – результат. Например: «Укрась платьице кукле», «Украсим полоску флажками»,
«Укрась салфеточку», «Большой дом», изготовление коллажа «Осень золотая», оформление
коллекций «Коллекция ткани», «Коллекция фантиков от конфет», мини музей «Киндер
сюрприз», «Коллекция пуговиц» и др.
4. Сенсорные игры - это система заданий, преимущественно игрового характера,
обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных
отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать,
классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Цель: развитие
логического мышления, памяти, внимания, восприятия. Сюда относятся развивающие игры,
логические упражнения, занимательные задачи. И/у «Слышим, видим, нюхаем», «Волшебный
мешочек», «Сложи узор», «Игры с прищепками», Д/И «Где звенит колокольчик», «Паззлы по
сказкам», викторина «Умницы и Умники», вечер занимательной математики.
6. Экспериментирование. Цель: создание условий для опытнической деятельности детей.
Например, опыты с водой: «Тонет-не тонет», «Ветерок», «Холодно-тепло».
7. Детский досуг, например: развлечение «Развеселая матрешка», развлечение «День
матери» и др.
20

8. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность. Формы проведения:
хозяйственно-бытовой труд, труд в природе. Например: уборка игрушек; дети помогают
накрывать на стол; готовить материал к занятиям; с помощью взрослого поливать цветы; уборка
на веранде, уборка мусора на участке; сбор шишек и листьев; сгребание песка в песочнице,
уборка снега и т.д.

2.8 Способы и направления поддержки детской инициативы:
игры с предметами заместителями;
игры - импровизации и музыкальные игры;
логические игры сенсорного содержания;
самостоятельная деятельность в книжном уголке;
самостоятельная изобразительная деятельность, конструирование;
самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, выполнение
ритмических и танцевальных движений.
Для поддержки детской инициативы педагог:
1)
уделяет внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощряет
желание ребёнка получать новые знания и умения, осуществлять деятельностные пробы в
соответствии со своими интересами, задавать познавательные вопросы;
2)
организовывает ситуации, способствующие активизации личного опыта ребёнка в
деятельности, побуждающие детей к применению знаний, умений при выборе способов
деятельности;
3)
расширяет и усложняет в соответствии с возможностями и особенностями
развития детей область задач, которые ребёнок способен и желает решить самостоятельно,
уделять внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребёнка творчества,
сообразительности, поиска новых подходов;
4)
поощряет проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания
ребёнкав ДОО, используя приемы поддержки, одобрения, похвалы;
5)
создаёт условия для развития произвольности в деятельности, использовать игры и
упражнения, направленные на тренировку волевых усилий, поддержку готовности и желания
ребёнка преодолевать трудности, доводить деятельность до результата;
6)
поощряет и поддерживает желание детей получить результат деятельности,
обращает внимание на важность стремления к качественному результату, подсказывает ребёнку,
проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как можно довести дело до конца,
какие приемы можно использовать, чтобы проверить качество своего результата;
7)
внимательно наблюдает за процессом самостоятельной деятельности детей, в
случае необходимости оказывает детям помощь, но стремиться к её дозированию. Если ребёнок
испытывает сложности при решении уже знакомой ему задачи, когда изменилась обстановка
или иные условия деятельности, то использует приемы наводящих вопросов, активизировать
собственную активность и смекалку ребёнка, намекнуть, посоветовать вспомнить, как он
действовал в аналогичном случае;
8)
поддерживает у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных
действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребёнка, побуждает к
проявлению инициативы и творчества через использование приемов похвалы, одобрения,
21

восхищения.
2.9
№
1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Взаимодействие педагогов с семьями обучающихся
Формы работы
Консультация «Этот удивительный ранний возраст»
Советы для родителей «Формирование КГН
Родительское собрание (установочное)
Консультация Как помочь в период адаптации детей к
ДОУ
Информационный стенд для родителей «Роль семьи в
воспитании ребенка»
Консультация «Требование к приему детей в ДОУ»
Информационный стенд для родителей «Правила
дорожного движения»
Рекомендации для родителей «Развитие мелкой
моторики или несколько идей, чем занять ребенка
дома»
Родительское собрание «Подготовка к Новому году»
Консультация «Кормим ребенка»
Консультация «Какие игрушки необходимы ребенку»
Консультация для родителей «Какие сказки читаем
детям»
Памятка «Пальчиковые игры для малышей
Информационный стенд для родителей «Основы
безопасности в зимний период
Консультация «Капризы и упрямство
консультация «Одежда детей»
Информационный материал «Чем занять малыша
весной на прогулке»
Беседа «Закаливающие процедуры в детском саду»
Информационный стенд «Здоровый образ жизни
семьи»
Родительское собрание «Итоги года»
Видео – презентация «Вот как мы жили в детском
саду»
Консультация игры с песком и водой

Сроки проведения
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Январь
Январь
Февраль
Февраль
Март
Март
Апрель
Апрель
Май
Май
Май

22

2.10 Календарно-тематическое планирование (Приложение 1)

23

3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Центр

Оборудование и наименование

1.Крупный строительный конструктор.
Центр
2.Средний строительный конструктор.
конструирования 3.Конструкторы «Лего».
4.Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и
животных и т.п.)
Центр
1.Толстые восковые мелки, простые и цветные карандаши
художественного 2.Мольберт,трафареты, бумага разного формата.
творчества
Материал по математике и сенсорике
1.Мозаика разных форм и цвета (крупная), шнуровки,
Центр
игры с элементами моделирования и замещения. Лото, парные
познавательного картинки и другие настольно-печатные игры.
развития
2. Магнитная доска.
3.Комплект геометрических фигур, предметов различной
геометрической формы,
Материал по развитию речи и познавательной деятельности
1.Наборы картинок для группировки и обобщения: животные, птицы,
рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель,
здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.
2. Серии картинок (по 2-4) для установления последовательности
событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).
3.Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность
людей).
4.Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).
5. .Разрезные сюжетные картинки (2-4 частей).
6. .Разрезные контурные картинки (2-4частей).
7..Набор карточек с изображением предмета и названием.
Центр
1. Детские книги по программе, любимые книжки детей.
«Почитай-ка»
2. Карточки для рассматривания: «Профессии», «Семья» и др.
Цент
театрализации

Центр сюжетноролевой
игры

1.Различные виды театра: плоскостной, стержневой,
2.Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок.
3.Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках
(мелкие).
4.Тематический набор сказочных персонажей
5.Набор масок: животные, сказочные персонажи.
1.Кукольная мебель: стол, стулья, кровать, , кухонная плита,
шкафчик, набор мебели для кукол среднего размера,
2.Игрушечная посуда: набор чайной посуды (крупной и средней), набор
кухонной и
столовой посуды.
3.Комплект кукольных постельных принадлежностей (2 шт.).
4.Куклы крупные (3 шт.) и средние (4 шт.).
5.Кукольная коляска (1 шт.).
24

6.Атрибуты для игр с производственным сюжетом, отражающих
профессиональный труд людей: «Магазин», «Больница»,
«Парикмахерская», «Кафе», и др.; с бытовым сюжетом «Семья»,
«Детский сад»,
7.Разные атрибуты для ряженья:
3.2
Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Социально-коммуникативное развитие:
- Игровые занятия с детьми 2-4 лет по формированию представлений о себе:
осваиваемые
образовательные
области:
познавательное
развитие,
социальнокоммуникативное развитие, речевое развитие. Смирнова Т. В. Учитель, 2020.
Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Вторая группа раннего возраста. 2-3 года. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2020.
Познавательное развитие:
- Винникова Г.И. Занятия с детьми 2—3 лет: Занятия с детьми 2-3 лет. Познавательное
и социальное развитие. Серия: От рождения до трех. Издательство: Сфера, 2018;
- Винникова Г.И. Занятия с детьми 2—3 лет: Первые шаги в математику. Развитие
движения. Серия: От рождения до трех. Издательство: Сфера, 2018;
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 -7 лет: тематическое
планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. Волгоград: Учитель, 2012;
- Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических
представлений в ясельных группах детского сада: Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. – 2-е
изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020;
-Ефанова З.А. Познание предметного мира. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). –
Волгоград: Учитель.
Речевое развитие:
- Ушакова О.С. Речевое развитие детей третьего года жизни. Методическое пособие
для реализации образовательной программы «Теремок». – М.: Издательский дом «Цветной
мир», 2021;
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. –
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
Художественно-эстетическое развитие:
- Винникова Г.И. Занятия с детьми 2—3 лет: Занятия с детьми 2-3 лет. Развитие речи,
изобразительная деятельность, художественная литература. Серия: От рождения до трех.
Издательство: Сфера, 2018;
- Художественное творчество. Освоение содержания образовательной области по
программе «Детство»: планирование, конспекты. Первая младшая группа / авт.-сост. Н.Н.
Леонова. - Волгоград: Учитель, 2020;
- Колдина Д.Н. Лепка в ясельных группах детского сада: Конспекты занятий с детьми
2-3 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
Физическое развитие:
- Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
25

3.3
Перечень
литературных,
музыкальных,
художественных,
анимационныхпроизведений для реализации Программы
3.3.1 Перечень художественной литературы
Малые формы фольклора: «А баиньки-баиньки», «Бежала лесочком лиса с
кузовочком...», «Большие ноги», «Водичка, водичка», «Вот и люди спят», «Дождик, дождик,
полно лить...», «Заяц Егорка...», «Идет коза рогатая», «Из-за леса, из-за гор...», «Катя, Катя...»,
«Кисонька-мурысонька...», «Наша Маша маленька...», «Наши уточки с утра», «Огуречик,
огуречик...», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу», «Поехали, поехали», «Пошел
котик на Торжок...», «Тили-бом!...», «Уж ты, радуга-дуга», «Улитка, улитка...», «Чики, чики,
кички...».
Русские народные сказки: «Заюшкина избушка» (обраб. О. Капицы), «Как коза избушку
построила» (обраб. М.А. Булатова), «Кот, петух и лиса» (обраб. М. Боголюбской), «Лиса и
заяц» (обраб. В. Даля), «Маша и медведь» (обраб. М.А. Булатова), «Снегурушка и лиса»(обраб.
А.Н. Толстого).
Фольклор народов мира: «В гостях у королевы», «Разговор», англ. нар. песенки (пер. и
обраб. С. Маршака); «Ой ты заюшка-пострел...», пер. с молд. И. Токмаковой; «Снегирек», пер.
с нем. В. Викторова, «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Ты, собачка, не лай...»,
пер. с молд. И. Токмаковой; «У солнышка в гостях», словацк. нар.сказка (пер. и обраб. С.
Могилевской и Л. Зориной).
Произведения поэтов и писателей России.
Поэзия: Аким Я.Л. «Мама»; Александрова З.Н. «Гули-гули», «Арбуз»; Барто А., Барто
П. «Девочка-рёвушка»; Берестов В.Д. «Веселое лето», «Мишка, мишка, лежебока»,
«Котенок», «Воробушки»; Введенский А.И. «Мышка»; Лагздынь Г.Р. «Петушок»;
ЛермонтовМ.Ю. «Спи, младенец...»(из стихотворения «Казачья колыбельная»); Маршак С.Я.
«Сказка о глупом мышонке»; Мошковская Э.Э. «Приказ»(в сокр.), «Мчится поезд»;
Пикулева Н.В. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; Плещеев А.Н. «Травка
зеленеет...»; Саконская Н.П. «Где мой пальчик?»; Сапгир Г.В. «Кошка»; Хармс Д.И.
«Кораблик»; Чуковский К.И. «Путаница».
Проза: Бианки В.В. «Лис и мышонок»; Калинина Н.Д. «В лесу»(из книги «Летом»),
«Про жука», «Как Саша и Алеша пришли в детский сад»(1-2 рассказа по выбору); Павлова
Н.М. «Земляничка»; Симбирская Ю.С. «По тропинке, по дорожке»; Сутеев В.Г. «Кто сказал
«мяу?», «Под грибом»; Тайц Я.М. «Кубик на кубик», «Впереди всех», «Волк»(рассказы по
выбору); Толстой Л.Н. «Три медведя», «Косточка»; Ушинский К.Д. «Васька», «Петушок с
семьей», «Уточки»(рассказы по выбору); Чарушин Е.И. «В лесу»(1-3 рассказа по выбору),
«Волчишко»; Чуковский К.И. «Мойдодыр».
Произведения поэтов и писателей разных стран: Биссет Д. «Га-га-га!», пер. с англ. Н.
Шерешевской; Дональдсон Д. «Мишка-почтальон», пер. М. Бородицкой; Капутикян С.Б. «Все
спят», «Маша обедает», пер. с арм. Т. Спендиаровой; Остервальдер М. «Приключения
маленького Бобо. Истории в картинках для самых маленьких», пер. Т. Зборовская; Эрик К.
«Очень голодная гусеница».
3.3.2 Перечень музыкальных произведений
Слушание:«Наша погремушка», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Весною»,
«Осенью», муз. С. Майкапара; «Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Вот как мы
умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Кошечка»(к игре «Кошка и
котята»), муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Микита», белорус.нар. мелодия, обраб. С.
Полонского; «Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; «Полянка»,
26

рус.нар. мелодия, обраб. Г. Фрида; «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой.
Пение: «Баю»(колыбельная), муз. М. Раухвергера; «Белые гуси», муз. М. Красева, сл.
М. Клоковой; «Дождик», рус.нар. мелодия, обраб. В. Фере; «Елочка», муз. Е. Тиличеевой, сл.
М. Булатова; «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Ладушки», рус.нар. мелодия;
«Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Н.
Комиссаровой; «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Колокольчик», муз. И.
Арсеева, сл. И. Черницкой.
Музыкально-ритмические движения: «Дождик», муз. и сл. Е. Макшанцевой;
«Воробушки», «Погремушка, попляши», «Колокольчик», «Погуляем», муз. И. Арсеева, сл. И.
Черницкой; «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель.
Рассказы с музыкальными иллюстрациями: «Птички», муз. Г. Фрида; «Праздничная
прогулка», муз. А. Александрова.
Игры с пением: «Игра с мишкой», муз. Г. Финаровского; «Кто у нас хороший?»,
рус.нар. песня.
Музыкальные забавы: «Из-за леса, из-за гор», Т. Казакова; «Котик и козлик», муз. Ц.
Кюи.
Инсценирование песен: «Кошка и котенок», муз. М. Красева, сл. О. Высотской;
«Неваляшки», муз. З. Левиной; Компанейца.
3.3.3 Перечень произведений изобразительного искусства
Иллюстрации к книгам: Е.И. Чарушин «Рассказы о животных»; Ю.А. Васнецов к
книге Л.Н. Толстого «Три медведя».
Иллюстрации, репродукции картин: П.П. Кончаловский «Клубника», «Сирень в
корзине»; К.С. Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне»; Н.Н. Жуков «Ёлка в нашей
гостиной»; М.И. Климентов «Курица с цыплятами».
3.4

Режим дня
Содержание

Тёплый период года
Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика.
Подготовка к завтраку, завтрак.
Активное бодрствование детей (игры, предметная деятельность и другое).
Занятия в игровой форме по подгруппам, активное
бодрствование детей (игры, предметная деятельность и другое).
Второй завтрак.
Подготовка к прогулке, прогулка.
Подготовка к обеду, обед.
Подготовка ко сну, сон.
Постепенный подъем, оздоровительные и
гигиенические процедуры, полдник
Активное бодрствование детей (игры, предметная деятельность и другое).
Занятия в игровой форме по подгруппам.
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки. Уход детей домой.
Прогулка с родителями (законными представителями).

Время

7.30-8.20
8.20-9.00
9.00-9.30
9.30-10.00
10.00-10.15
10.15-11.45
11.45-12.10
12.10-15.15
15.15-15.30
15.30-16.30
16.30-18.00
18.00-19.00

27

Содержание

Время

Холодный период года
Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика.
Подготовка к завтраку, завтрак.
Занятия в игровой форме.
Активное бодрствование детей (игры, предметная деятельность и другое).
Второй завтрак.
Подготовка к прогулке, прогулка.
Подготовка к обеду, обед.
Подготовка ко сну, сон.
Постепенный подъем, оздоровительные и
гигиенические процедуры, полдник
Активное бодрствование детей (игры, предметная деятельность и другое).
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с
прогулки. Уход детей домой.
Прогулка с родителями (законными
представителями).

7.30-8.20
8.20-9.00
9.00-9.30
9.30-10.00
10.00-10.15
10.15-11.45
11.45-12.10
12.10-15.15
15.15-15.30
15.30-16.30
16.30-18.00
18.00-19.00

3.5 Тематическое планирование
Период
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

1-2 неделя
3-4 неделя
3 неделя
4 неделя
1-2 неделя
3-4 неделя
1-2 неделя
3-4 неделя
2 неделя
3-4 неделя
1-2 неделя
3-4 неделя
1-2 неделя
3-4 неделя
1-2 неделя
3-4 неделя
1-2 неделя
3-4 неделя

Тема
«Детский сад»
«Игрушки»
«Осень золотая»
«Урожай»
«Моя семья»
«Животные и их детёныши»
«Здравствуй, Зимушка Зима»
Праздник «Новый год у ворот»
«До свиданья, ёлочка»
«В гостях у сказки»
«Транспорт»
«Мой папа самый лучший»
«Мамочка любимая»
«Одежда»
«Весна красна»
«Посуда»
«Насекомые»
«Птицы»

28

3.6 Расписание образовательной деятельности

1 половина дня

Понедельник

Вторник

1.
СЭ и ПД, 1.
Речевое
математические
развитие -9.00
представления – 9.00
2. Физическое
2. Изобразительная
развитие
–
деятельность (лепка) – 9.20
9.20

Среда

Четверг

Пятница

1.
Окружающий
мир/природа
9.00
2.
Музыкальная
деятельность–
9.50

1.
Музыкальная
деятельность–
9.15

1.
Речевое
развитие – 9.00
2. Физическое
развитие – 9.20

2. Изобразител
ьная
деятельность
(рисование) –
9.40

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».